Танкомастер 1998-04-06, страница 39

Танкомастер 1998-04-06, страница 39
ЛЮДИ И СУДЬБЫ_

Сергей Ромадин

Как это не странно, но в стране, где объемы строительства и размах боевого применения бронепоездов не имели аналогов в мировой практике, давно забыли имена их конструкторов и строителей. Перечислим лишь некоторых: Хлебников, Го-ляховский, Барков, Денисов, Михайлов, Савкин, Обухов, Гущин, Флеров, Дроздов, Котов. В этом ряду особое место занимает также забытое имя Константина Карловича Сиркена, которому многим обязано не только бронепоездное дело, но и танкостроение и флот.

Сиркен родился в Петербурге 19 февраля 1888 г. в семье камердинера и прачки. Закончил три класса городского общеобразовательного училища, затем работал мастером оптико-механического производства, токарем Адмиралтейского судостроительного завода. В декабре 1907 г. он устроился в гараж фирмы «Бенц», где обучился авторемонтному делу. Попутно весьма результативно занимался гиревым спортом и стал участником первой русской олимпиады.

В декабре 1914 г. Сиркена призвали в армию ратником 2-го разряда и направили в Военную автомобильную школу бригадиром по авторемонту. С ноября 1915 г. он - ефрейтор, старший механик Броневого отдела школы. В августе 1917 г. его произвели в войсковые техники с назначением в Особый автоброневой отряд, а в октябре перевели в Харьковскую усиленную автомобильную мастерскую.

В ноябре 1917 г. он приехал в Пятихатки (здесь находилась его семья), и устроился на работу в депо, где попал в поле зрения местных большевиков и вскоре вступил в РСДРП (б). Решением Екате-ринославского ревкома в феврале 1918 г. его назначили, ни много ни мало, начальником ревштаба Пятихатского района. Сиркен успел организовать постройку одной блиндплощадки в депо Пятихатки, но уже в апреле его откомандировали в Таганрог в распоряжение Военного Секретарства УНР для экстренного формирования бронеотрядов. Унеся ноги с Украины, Секретарство обосновалось в Москве, где 10 мая 1918 г. было ликвидировано. Сиркен как «один из лучших работников по организации броневых отрядов, техник и заведующий гаражом Секретарства», член Всероссийского Союза шоферов и автомехаников устроился инструктором-организатором в Центральную СНХ и занимался формированием губернской автосекции Тамбовского Совдепа.

В марте 1919 г. он добровольно вступил в Красную Армию и получил от Управления бронесил Южного фронта назначение на должность начальника фронтовой рембазы бронепоездов 13-й армии. Базу предстояло развернуть на заводе Металлургического Общества в Краматорске (ныне СКНЗ - Старо-Краматорский машиностроительный завод им.Орджоникидзе). Таким образом, Сиркен оказался задействован в наиболее актуальной тогда технической сфере - бронепоездном деле.

На момент формирования базы на заводе скопилось в ожидании ремонта более десятка бронепоездов. Для проведения работ была собрана группа всего из 11 рабочих, преимущественно слесарей, на основе которой в дальнейшем сложилась отличная бригада ремонтников. Огромную роль в работе базы сыграл Петр Дмитриевич Глад

ков - начальник бригады артремонта, артиллерист, генерал старой армии. На судьбу Сиркена он оказал немалое влияние. До того, как в июле Краматорск попал в полосу де-никинского наступления, через базу прошло около 20 бронепоездов. Забрав наиболее ценное заводское оборудование, база под прикрытием бронепоезда «Гром», несмотря на потерю связи со штабом фронта, успела вывести свои эшелоны и четыре ремонтируемых бронепоезда на перегон Краматорск -Славянск, когда белые находились уже в 5 км от завода.

Остановились в Харькове на паровозостроительном заводе, но работали там недолго. Ночью, за день до сдачи города, Сиркен увел эшелоны базы в конотопские железнодорожные мастерские, однако из-за слабости имеющегося здесь оборудования через две недели они направились в сторону Брянска к посаду Бежица (станция Болва) на паровозостроительный завод. Здесь было все необходимое, как на самом заводе, так и в Брянском арсенале, но... Несмотря на то, что Сиркен выполнял функции инспектора бронесил Южного фронта (в иерархическом списке руководства бронесил РСФСР он занимал четвертое место), совмещая их с обязанностями инженера по руководству ремонтом, постройкой и формированием бронепоездов, администрация завода категорически отказалась принять на территорию предприятия прибывшие поезда. В ходе длительных переговоров с руководством завода Сиркен получил разрешение загнать два бронепоезда на заводские пути для ремонта своими силами вне цехов. Впрочем, толку от этого было мало. Только после получения телеграммы Совета Труда и Обороны (СТО) за подписью Ленина, работы без особого энтузиазма перенесли в цехи и организовали ремонтные бригады. Старшим наблюдающим за бронированием и представителем бронесил РККА на заводе был назначен Сиркен.

Пройдут годы, сочинят славные истории о вкладе Брянского завода в победу над врагами пролетариата. Реально же не все выглядело так мило. Саботаж был страшный, от забастовок до попыток устроить катастрофы на железной дороге. В ноябре 1919г. Сиркен, обращаясь в Управление бронесил, писал: «...рабочие не представляют чистого пролетариата, в массе аполитичны, обыватели мещанского типа... перевыборы в Совет прошли удивительно вяло, чему некоторой виной здешняя компартия... Прислушиваясь к разговору рабочих, можно услышать почти явно контрреволюционные разговоры...» Были и угрозы террора. По Сиркену стреляли. Чего с голодухи не сделаешь - завод сидел на подножном корме (не без участия своего же руководства, валившего все грехи на представителя заказчика). В конце концов, в мае 1920 г. Бежицкий Совдеп объявил на заводе и в посаде военное положение. Но волнения прекратились только с переводом завода на снабжение по красноармейским нормам. Впрочем, если первокурсника хорошо кормить, это не значит, что одновременно он приобретает знания и навыки дипломника. В кадровом отношении завод был слаб. Настоящие пролетарские «проффи» ушли на фронт еще в начале Гражданской войны. Поэтому, говоря о заслугах Брянского завода в деле бронепоездного строительства, следует делать весьма внушительную поправку на роль, сыгранную краматорской бригадой - «гвардией» Сиркена,