Танкомастер 1999-05, страница 23

Танкомастер 1999-05, страница 23

Курской битвы, — в значительной степени способствовал тому выигрыш нами крупного танкового сражения южнее Прохоровки в 30 км от Белгорода».

Несомненно, наши войска одержали победу под Прохоровкой — не позволили противнику прорваться к Обояни, заставили его отказаться от своих далеко идущих планов и в конце концов вынудили, несмотря на некоторый успех, отвести войска на исходные рубежи.

Но объективности ради надо отметить: в силу сложившейся военно-политической обстановки немцы не имели реальной возможности победить не только на юге, в полосе Воронежского фронта, но и в Курской битве в целом.

Наша армия, перейдя к стратегической обороне, имела превосходство во всех основных силах и средствах над наступающими войсками Вермахта, хотя по всем военным канонам должно было быть наоборот. За спиной обороняющихся стоял мощный резерв Ставки ВГК — Степной фронт.

Но количество вооружения и численность войск — это один очень важный, но не единственный фактор, который влияет на результаты сражения. Достижение победы обусловлено соответствием целей, которые ставятся перед войсками и реальной их возможностью, правильной их расстановкой, а также продуманными маневрами и умелым управлением войсками в ходе боев. Всем этим и занят командующий фронтом, армией и их штабы, поэтому такое большое значение имеет фактор личных качеств этих людей, их подготовленность, боевой опыт и профессионализм.

В адрес генерала Н.Ф.Ватутина и штаба Воронежского фронта некоторые исследователи высказывали и высказывают целый ряд критических замечаний, обвиняя в ошибках и просчетах в период оборонительной операции, и, в частности, по Прохоровскому сражению. Эта критика не беспочвенна. Необходимо признать, что момент для проведения контрудара 12 июля был выбран неудачно. Выводы, на основании которых принималось решение о том, что группировка под Прохоровкой была усилена — немцами за счет ослабления своих флангов, оказались ошибочными. Ввод в сражение двух свежих гвардейских армий был проведен при отсутствии информации о противостоящем противнике, без проведения разведки и серьез

ной подготовки в полосе наступления. Да ее и нельзя было провести в столь короткий срок. «Армия вводилась в бой, а мы слабо знали обстановку, которая была на этом участке крайне сложной и напряженной, — вспоминал А.С.Жадов. Информация штаба армии о действиях противника и своих войсках фронтовым командованием была нерегулярной... Такая информация была жизненно необходимой, так как враг рвался еще вперед». А.С.Жадову вторит Ротмистров П.А.: «...Не имея полных данных о группировке противостоящего противника и его намерениях, утром 12 июля войска Воронежского фронта начали контрудар».

Ставя задачи армиям, командование фронтом недооценило характер его действий и возможное развитие обстановки в ближайшие 2-3 суток. Это привело к нанесению основного удара в лоб наступающей вражеской группировке, а не по флангам, как предполагалось. Взаимодействие между наступающими частями и соединениями не было налажено должным образом, что привело в отдельных случаях к боям между нашими частями, бомбардировке нашей авиацией своих позиций и неоправданным жертвам.

Материально-техническое обеспечение наступающих армий было организовано из рук вон плохо. Артиллерия сидела на «голодном пайке», так в 5 гв. армии запас боеприпасов составлял всего полбоекомплекта на орудие, вместо 2,5-3 по норме в период наступления.

Но, как известно, война дело коллективное и ответственность за просчеты и ошибки должны разделить с руководством фронта и командующие армиями. «... 16 июля к нам на КП прибыл представитель Ставки, заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского Союза Г.К.Жуков. Он интересовался, как был организован ввод армии для нанесения контрудара 12 июля, — вспоминал А.С.Жадов — ... Оставшись со мной наедине он выразил недовольство организацией ввода армии в бой и сделал мне строгое внушение за то, что полностью укомплектованная личным составом, хорошо подготовленная к выполнению боевых задач армия вводилась в сражение без усиления танками, достаточным количеством артиллерии и крайне слабо обеспеченной боеприпасами. В заключении Георгий Константинович

24. Танк Т-34 5 гв. танковой армии проезжает мимо подбитого Pz.Kpfw. IVAusf. h 2 тк СС. июль, 1943 г. (фото

И.Мощанского)

ТАНКО МАСТЕР

21

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Танкомастер т-34 крупным планом
  2. Танркомастер

Близкие к этой страницы