Танкомастер 2003-02, страница 10

Танкомастер 2003-02, страница 10

Завод №183 из Харькова был эвакуирован в Нижний Тагил Свердловской области.

Новый завод расположился на территории Уральского вагонного завода и уже в декабре 1941 года из его цехов вышли первые танки уральской сборки.

Второй производитель Т-34 на Урале — Челябинский Кировский завод (ЧКЗ), знаменитый Танко-град — находился в Челябинске и выпускал тяжелые танки КВ. К производству Т-34 его подключили летом 1942 года, когда немцы подошли к стенам Сталинградского тракторного завода.

Уральский завод тяжелого машиностроения имени Орджоникидзе (УЗТМ), находившийся в Свердловске, также выпускал Т-34 с 1942 года. Впоследствии производство танков на нем было свернуто и завод перешел на изготовление самоходок на базе Т-34.

В Омск из Ленинграда был эвакуирован завод № 174, который по первоначальным планам должен был освоить выпуск легких танков Т-50. Однако по ряду причин этого сделать не удалось и завод переключился на производство Т-34. Хоть Омск и не Урал, но так как конструкция корпуса танков завода № 174 имеет много общего с корпусами тридцатьчетверок вышеперечисленных предприятий, корпус омского танка справедливо было бы назвать уральским.

Первыми на Урале к производству танков приступили в Нижнем Тагиле. Вплоть до конца войны завод № 183 в Нижнем Тагиле был головным и самым крупным предприятием по производству танков Т-34. Пройдя несколько этапов эволюции, на заводе был налажен выпуск корпусов нового типа. Большую роль в этом сыграло то, что институт Па-тона, занимавшийся вопросами автоматической сварки, тоже был эвакуирован в Нижний Тагил. Новые методы изготовления бронекорпусов были освоены в короткое время. Для сварочного автомата предпочтительнее длинные и прямые швы, а поэтому шиповое соединение здесь почти не применя

лось (за исключением соединения лобовых листов с бортами под крылом).

К производству корпусов для Т-34 УЗТМ подключили с весны 1942 года. Летом 1942 года задача усложнилась — теперь требовалось производить весь танк. В это же время к выпуску Т-34 подключили и ЧКЗ. Вся конструкторская документация на оба предприятия поступила из Нижнего Тагила. На УЗТМ прекратили производство Т-34 в августе 1943 года, на ЧКЗ — в марте 1944 года.

Документация на завод № 174 в Омске поступила из Свердловска и Нижнего Тагила.

В результате всего этого, а также из за того что УЗТМ (и не только он), поставлял комплектующие для всех остальных заводов, корпуса танков ЧКЗ и УЗТМ не имели таких ярких и узнаваемых черт, как харьковские, сталинградские и сормовские образцы.

Известно несколько внешних особенностей — так. челябинские корпуса имели поручни «сборной» конструкции, по образцу тех, что устанавливались на KB, но такие поручни встречаются и на корпусах тридцатьчетверок других заводов (за исключением, пожалуй № 174).

Петли крепления кормового листа (две или три) практически не отличаются. На омских корпусах встречаются широкие петли, похожие на сормовские, но с тремя проушинами. Аналогичная конструкция встречается и на СУ-85.

Сетка над жалюзи выполнялась не только штампованной, но и гнутой, с острыми гранями и сварными швами по углам. Это больше характерно для танков выпуска УЗТМ.

Встречается также несколько видов бронировки выхлопных патрубков — литой, штампованный с «рваными» и аккуратными кромками и литой «фигурный». Достоверно известно, что на ЧКЗ с 10 октября 1942 года стали устанавливать кронштейны для крепления печки, с 22 октября — поручни для десанта, а с 1 января 1943 года появилась удлиненная бронировка пулемета, защищавшая ствол не на треть, а на половину.

ТАНКО МАСТЕР

8