Танкомастер 2006-05, страница 22

Танкомастер 2006-05, страница 22

Преемник Адольфа Гитлера на посту главы германского правительства гросс-адмирал Карл Денниц. Снимок периода Второй мировой войны (АВЛ).

разъяснила, что о. Борнхольм занят нашими войсками только потому, что расположен в тылу наших войск, находящихся в Германии. Учитывалось также, что на острове немало германских агентов, от которых он должен быть очищен. Ставка рекомендовала разъяснить датскому населению, что остров занимается временно, пока не разрешены военные вопросы в Германии.

В течение мая войска 132-го корпуса, которым командовал генерал-майор Ф.Ф. Короткое, имевшие в своем составе 7686 человек, были десантированы на остров и установили над ним полный контроль. В мае 1945 г. с Борнхольма было вывезено 11 138 военнопленных немецкой армии и 4500 гражданских немцев .

Капитуляция гарнизона Алленштейна на западной окраине Берлина. Чтобы снять эту пиар-акцию германские знамена позаимствовали из музея. Май 1945 года (РГАКФД).

Приняв полную капитуляцию германского гарнизона, советские войска не могли сразу покинуть остров из-за необходимости контроля за выполнением условий капитуляции. Кроме того, продлить пребывание советских войск на Борнхольме заставили военные соображения -необходимость проведения широких работ по разминированию района Померанской и Мекленбургской бухт.

Известно, что в этом районе мины ставили немецкие надводные корабли, советские подводные лодки и английская авиация. Так в 1944-1945 годах английская авиация поставила в Померанской бухте 744, в Данцигской бухте -700, у о. Борнхольм 100 неконтактных мин ' . Из-за отсутствия точных координат поставленных мин требовалось протралить огромные акватории. Решением Союзной контрольной комиссии зона послевоенного траления советского флота на Балтийском море включала южную часть Мекленбургской бухты (до Висмара), Померанскую и Данцигскую бухты и далее вдоль побережья до устья Финского залива, Рижский и Финский заливы. Для траления Померанской бухты уже в июне 1945 года были использованы четыре дивизиона кораблей (всего 50 тральщиков и катеров-тральщиковр".

Траление минных заграждений имело важное значение для безопасности плавания не только советских судов, но также и датских, польских, шведских, финских и других.

Из-за большого объема тральных работ в течение 1945 года были открыты для плавания лишь некоторые порты Балтийского моря: Гданьск, Свиноустье, Колобжег, Гдыня, Лиепая и Рене.

На 1946 од КБФ была поставлена задача расширить входные фарватеры в порты и базы, обеспечить безопасное плавание кораблей и судов морского флота во все порты Советского Союза и советской оккупационной зоны Германии на Балтийском море вплоть до фарватеров, действующих в Датских проливах. В 1946 году были очищены от мин фарватеры, ведущие ко всем основным портам, в том числе Клайпеде, Балтийску, Калининграду, Варнемюнде, Ростоку, Штральзунду.

К весне 1946 года последствия германской оккупации на острове Борнхольм в основном были ликвидированы. К этому времени датское правительство получило возможность своими силами охранять порядок и осуществлять руководство на всей территории государства. Уже были очищены от мин подходы ко всем портам Померанской бухты, отпала необходимость базировать в Рене различные корабли. 28 февраля 1946 года датская миссия в Москве по поручению правительства Дании поставила перед НКИД СССР вопрос о выводе советских войск с острова Борнхольм.

В советской ноте от 5 марта 1946 года указывалось, что "если Дания в состоянии теперь же занять своими войсками остров Борнхольм и учредить на Борнхольме свою администрацию без какого-либо участия иностранных войск и иностранных администраторов, то Советское правительство отзовет свои войска с Борхольма и сдаст его Датскому государству".