Танкомастер 2007-02, страница 8

Танкомастер 2007-02, страница 8

Дефицит алюминия привёл к изготовлению стальных радиаторов, гусеничные траки стали литыми, ходовая часть оснащалась катками без резиновых бандажей, вместо танковых радиостанций стали устанавливать авиационные.

В целях экономии дорогостоящего проката, наряду со сварными, перешли к изготовлению литых башен. С декабря танк стал оснащаться башней, за основу конструкции которой была принята литая башня производства Ижорского завода (рис.17), испытанная еще до войны. Позже литые «утяжеленные» башни стал выпускать УЗТМ. Здесь следует отметить, что литьё имеет как положительные (в основном производственного характера), так и отрицательные свойства (неравномерность структуры металла, неизбежность образования внутренних дефектов и т.п.). Все это приводит к необходимости существенно уве-' личивать толщину стенок отливки для достижения приемлемой снарядостойкости. На «утяжеленной» (рис.19) толщина стенок достигла 110 мм против 75 мм у сварной. А это — дополнительный вес...

Первые танки КВ-1, оснащённые пушкой ЗИС-5, пошли в бой осенью 1941 г. под Москвой. В это время практически все выпускаемые средние и тяжёлые танки направлялись в войска, защищавшие столицу. Эти машины сыграли большую роль в ходе нашего контрнаступления под Москвой.

К весне (рис.18) с фронтов стали приходить тревожные известия. Из частей поступали жалобы на ухудшившееся качество изготовления танка (что практически неизбежно при массовом выпуске в условиях военного времени с использованием малоквалифицированной рабочей силы), частые аварии и поломки, заметно упала маневренность и проходимость. Противник все шире начал применять для борьбы с советскими танками новые виды бронебойных боеприпасов, новые мощные противотанковые орудия. Танки противника вооружились длинноствольными пушками повышенной мощности. При прорыве неподавленной вражеской обороны KB стали нести тяжёлые потери.

Стремясь повысить защищенность танка без изменения конструкции, все больше усиливали бронирование. А вместе с толщиной брони стремительно рос и вес машины, который к весне 1942 г. перевалил за 50 т. Резко обострились «хронические болезни», связанные с трансмиссией и коробкой передач KB (рис.20).

Весенние бои показали, что к этому времени KB перестал безоговорочно доминировать на поле боя. Но, несмотря на это, при грамотном применении, танк, как и в начале войны, был способен нанести противнику немалый урон. Так, командир взвода 158-й танковой бригады Д.Н. Шолохов в бою 30 июля 1942 г. уничтожил на своем KB восемь немецких танков, а экипаж С.Ф. Коновалова из 15-й танковой бригады в районе хутора Нижнемитякин под Ростовом атаковал колонну врага, разворачивающуюся в боевой порядок, и уничтожил 16 танков и две бронемашины.

Особенно KB уважали пехотинцы: в качестве машины непосредственной поддержки пехоты танк был великолепен. Он в течение неограниченного времени мог буквально «ползти» со скоростью 3 — 5 км/ч, не отрываясь от идущих в атаку пехотинцев и прикрывая их, как щитом, своим широким толстобронным корпусом.

При нормальной эксплуатации и наличии запчастей танк KB показывал вполне приемлемую надежность. Из доклада генерал-майора И.С. Вовченко: «...В руках опытных водителей танк KB отработал в походе и в бою по 5000 часов, машины прошли без ремонта мотора по 3000 километров. Это почти в три раза

больше, чем предусмотрено техническими условиями эксплуатации танков. Семьдесят снарядных вмятин на броне и три тысячи пройденных километров! На этих танках можно дойти до Берлина без ремонта».

Но звезда KB уже закатывалась. Помимо постоянно растущего веса и, как следствие, снижения скоростных и маневренных качеств, военных перестало устраивать вооружение тяжёлого танка, которое не отличалось от среднего, а также трудоёмкость изготовления, которая, несмотря на постоянное снижение, более чем в 2,5 превышала таковую у Т-34.

В августе 1942 г. производство КВ-1 было прекращено, тем более, что параллельно с июля уже выпускался КВ-1 С. Всего за время производства изготовлено 3226 машин.

К концу 1942 г. большая часть танков КВ-1 была потеряна, но оставшиеся принимали, например, участие в сражениях на Курской дуге летом 1943 г. Дольше всего танки KB применялись на тех участках фронта, где велась в основном позиционная борьба — под Ленинградом, в Карелии. Там «Ворошиловы» воевали до осени 1944 г.

ТЯЖЁЛЫЙ ТАНК КВ-1С

За год, прошедший с начала Великой Отечественной войны, накопилось достаточно информации, позволяющей дать объективную оценку применению на полях сражений тяжёлых танков.

KB до начала 1942 г., несомненно, был лучшим тяжёлым танком в мире. Толстая броня делала машину практически неуязвимой, а 76-мм пушка позволяла эффективно бороться с любой бронетехникой противника. Но накапливалась и негативная информация. Великолепные свойства орудия невозможно было использовать в полной мере из-за неважных прицельных приспособлений. Круговой обзор из танка был сильно ограничен. Но главной проблемой был недостаточно мощный двигатель и ненадёжная трансмиссия. Можно сказать, что коробка передач была бичом КВ. К тому же танк был тяжеловат, что отрицательно сказывалось на проходимости и маневренности машины.

Среди военачальников-танкистов все больше распространялось мнение, озвученное М.Е. Катуковым: «...танки KB неповоротливы и медлительны, препятствия преодолевают с трудом, ломают мосты и вообще приносят много хлопот. Да и вооружение их не отличается от среднего танка — та же 76-мм пушка». На специальном совещании ГКО с участием конструкторов и представителей промышленности, состоявшемся в июне 1942 г., И. В. Сталин подвёл черту: «...Такой танк нам не нужен. Следует уменьшить его вес. Если это невозможно — снять с вооружения».

На основании приказа ГКО, главной задачей конструкторов стало снизить массу танка, одновременно повысив его маневренность и надежность. Единственный способ выполнить задачу заключался в радикальном облегчении брони танка. Толщину лобовой брони уменьшили до 75 мм. Уменьшили размеры корпуса (прежде всего высоту) и изменили его конфигурацию. Была создана новая литая облегченная башня, где впервые (после Т-50) установили командирскую башенку, что существенно улучшило обзорность из танка. Однако в командирской башенке отсутствовал люк, в результате чего троим танкистам, как и на KB, приходилось забираться и покидать башню через один узкий люк.

Хотя работами по новому KB руководил Н.Л. Духов, фактически главным конструктором был Н.Ф. Шашмурин, спроектировавший новую коробку передач. Новая коробка радикально улучшила ходо

ТАНКО~ДЩ»

МАСТЕР

6