100. Николай Гоголь, страница 11

100. Николай Гоголь, страница 11

Николай Гоголь

9

вым и юным графом Иосифом Вьельгорским. В Иванове, писавшем свой «многолетний» шедевр «Явление Христа народу», Гоголь нашел идеал бескорыстного художника, бесконечно преданного христианской идее. Именно с него он скопировал Чарткова во второй редакции «Портрета». Необыкновенно одаренный Иосиф Вьельгорский, сын знаменитого мецената М. Ю. Вьельгорского, будучи безнадежно болен чахоткой, приехал в 1838 году в Рим

^ «Портрет художника А. А. Иванова»

умирать. Граф И Гоголь виделись практически (ок. 1873) ра6оть1 с. Постникова, ежедневно последним дням больного посвящен проникновенный отрывок писателя «Ночи на вилле». В мае 1839 года И. Вьельгорский умер буквально на руках у Гоголя.

Библиотека мемуаров

РИМСКАЯ КВАРТИРА ГОГОЛЯ

П. В. Анненков некоторое время жил в Риме вместе с Гоголем, помогая ему приводить в порядок рукопись первого тома «Мертвых душ». Вот как он описывал жилище писателя в доме 126 на Страда Фели-че (ныне Виа Систина): «Комната Николая Васильевича была довольно просторна, с двумя окнами, имевшими решетчатые ставни изнутри. Обок с дверью стояла его кровать, посередине большой круглый стол; узкий соломенный диван, рядом с книжным шкафом, занимал ту стену ее, где пробита была другая дверь. Дверь

эта вела в соседнюю комнату... доставшуюся мне. У противоположной стены помещалось письменное бюро в рост Гоголя, обыкновенно писавшего на нем свои произведения стоя. По бокам бюро — стулья с книгами, бельем, платьем в полном беспорядке. Каменный мозаичный пол звенел под ногами, и только у письменного бюро да у кровати разостланы были небольшие коврики. Ни малейшего украшения, если исключить ночник древней формы, на одной ножке и с красивым желобком, куда наливалось масло».

ния от него ждали Слова. И анекдот, сообщенный Гоголю Пушкиным и легший в основу первоначального замысла «Мертвых душ», отошел на второй план, превратился в оболочку, скрывающую под собой произведение, которое призвано было стать спасением России и ее новым евангелием. На смену Гоголю-комику явился Гоголь-учитель, Гоголь-проповедник. Проведя Чичикова через ад и чистилище, показав реальную Россию, писатель хотел открыть ей реальные пути в рай. «Мертвые души» должны были стать рецептурной, учительной книгой.

Гоголь поставил себе вряд ли выполнимую задачу, но именно ее решению он посвятил остаток жизни. Пройдя круги ошибок, преувеличений, искушений (но и высоких озарений!), он явил собственной трагической судьбой пример, долго не дававший покоя лучшим русским писателям.

Гоголь спешил. После смерти И. Вьельгорского он погрузился в тоску смертных предчувствий. Смертных если не физической жизни, то души (вспомним еще раз странные окаменения его матушки!). «Роковые 30 лет, гнусный желудок и все гадости потухающего черствого рассудка», сетует он в одном из писем той поры.

В конце 1839 года Гоголь засобирался на родину — тому возникла жесткая необходимость: требовалось устраивать сестер, оканчивавших Патриотический институт. В мае 1840 года он приехал в Москву.

▼ Знаменитая картина Александра Иванова «Явление Христа народу» (1837—57). «Ближайшего к Христу» (как принято называть этого героя) — полуобернувшегося человека в коричневых одеждах — художник писал с Гоголя.

Главный труд

За границей Гоголь практически дописал первый том «Мертвых душ», разработав весь сложнейший план этой книги (так и не реализованный).

План этот после неудачи «Ревизора» (во многом, впрочем, придуманной его автором) и смерти Пушкина кардинально изменился. И даже не план — он был вторичен, а сам

ский

обыкновенным, сильным ней мере в настоящее время он является главою литературы, главою поэтов; он становится на место, оставленное Пушкиным». Тогда это был аванс. Теперь, по кончине Пушкина, главенство Гоголя ни у кого не вызывало сомне-

▼ Дом на нынешней Виа Систина, в котором Гоголь создавал «Мертвые души». В 1901 году стараниями бывшей ученицы писателя М. П. Вагнер (в девичестве Балабиной) на нем появилась мемориальная доска. Во времена Гоголя дом был трехэтажным, ныне — подрос на четыре этажа.

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Изменивших ход истории Вагнер
  2. Стена произведение

Близкие к этой страницы