100. Николай Гоголь, страница 18

100. Николай Гоголь, страница 18

Жизнь и эпоха

«Давай лестницу!»

В благословенной Оптиной

Гоголь трижды бывал в Оптиной Пустыни, прославившейся в XIX веке своими старцами. Собираться в Оптину писатель начал еще в середине 1840-х годов, о чем есть свидетельства современников. Однако впервые он сюда приехал лишь в июне 1850 года. Затем последовали еще два паломничества в июне и сентябре 1851 года. Уже в первый свой приезд Гоголь познакомился с преподобными Моисеем и Макарием Оптинскими, и знакомство это оставило в нем глубочайшее впечатление. Одному из своих корреспондентов он писал спустя три недели: «Я заезжал... в Оптин-скую Пустынь и навсегда унес о ней воспоминание. Я думаю, на самой Афонской Горе не лучше. Благодать видимо там присутствует... Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное... За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание: все становится приветливее, поклоны ниже и участья к человеку больше». Второе и третье путешествия писателя в Оптину Пустынь состоялись с разницей в несколько месяцев. Из них особенно замечательно последнее. Тогда, в сентябре 1851 года, Гоголь выехал в Васильевку на свадьбу своей сестры Елизаветы Васильевны оттуда он намеревался перебраться на зиму в Крым. Но после посещения Оптиной передумал и вернулся в Москву. Сохранились сведения о том, что во время этого приезда Гоголь имел какой-то важный разговор со старцем Макарием. Лишь предположительно можно сказать, что речь шла о намерении Николая Васильевича остаться в монастыре. Об этом го-

Ключевая фигура

ОПТИНСКИИ СТАРЕЦ

«Наследником» старческой традиции, заложенной в Оптиной Пустыни преподобными Моисеем и Львом, выступил преподобный Макарий (Иванов; 1788— 1860). Он пришел в Оптину вскоре после старца Льва и долгое время был его духовным сыном, сотаинником и помощником. В последние годы жизни преподобного Льва на старца Макария уже смотрели как на прямого продолжателя старчества. Характерна следующая фраза из письма А. И. Остен-Сакен (тетки и воспитательницы Л. Н. Толстого), адресованного старцу Льву, но обращенного также и к преподобному Макарию: «Я не разделяю двух моих отцев духов

ных по чувствам преданности и почтения и к обоим пишу». Позднейшие исследователи феномена оптинского старчества отмечали важную — и, несомненно, промыслительную — особенность в подвиге каждого из старцев. Если пеподоб-ный Лев как бы вышел из монастырской ограды навстречу простому народу, установил первый контакт с миром, то старец Макарий положил начало глубокой связи между монашеством и интеллигенцией. В частности, он привлек к изданию духовных книг Ивана Киреевского. Именно при нем Оптина Пустынь стала важнейшей частью культурной жизни России.

' Преподобный Макарий Оптинский.

▼ Вид Оптиной Пустыни с высоты птичьего полета. Современная фотография.

ворил впоследствии старец Варсонофий, об этом же обмолвливалась и сестра писателя Анна Васильевна, писавшая, что брат «мечтал поселиться в Оптиной Пустыни». Мечте Гоголя не суждено было сбыться. Да и в самом ли деле он со всею сознательностью хотел этого? Преподобный Варсонофий утверждал, что старец Макарий, опытный сердцевед, с осторожностью отнесся к высказанному автором «Мертвых душ» желанию. Он же сообщил, что Гоголь при свидетелях сокрушался со словами: «Ах, отчего батюшка Макарий не взял меня в скит?»

Финал

Гоголю оставалось немногое. В последние месяцы жизни он дописал и отделал «Размышления о Божественной Литургии», задуманные шестью годами раньше. Писатель даже придумал для этого текста формат — в осьмушку, предполагая пустить книгу в продажу по дешевой цене и без указания авторства. К. Мочульский в 1934 году заметил, что эта работа «до наших дней является одним из самых проникновенных и духовных толкований Литургии».

Хронология ухода Гоголя давно расписана по дням (если не по часам). Все началось со смерти жены А. Хомякова Екатерины Михайловны, приходившейся родной сестрой

Обсуждение
Понравилось?
Войдите чтобы оставить комментарий
Понравилось?