100. Николай Гоголь, страница 7

100. Николай Гоголь, страница 7

Николай Гоголь

метим, что Василий Афанасьевич был старше своей жены на четырнадцать лет.

«Задним числом» становится ясно, что очень многое зрелый Гоголь унаследовал у родителей — тут нужно вспомнить и литературные опыты отца, его веселость, перемежаемую приступами ипохондрии, и мистицизм набожной матери. В бытовой жизни Мария Ивановна представлялась существом кротким, нежным, жизнерадостным, временами остроумным, но, случалось, она вдруг уходила в себя и могла часами сидеть в странном молчании. Прибавим сюда ее мучительные тревоги, пристрастное внимание к снам, художественное переживание сюжетов Библии и, взяв «среднее арифметическое» всего вышеперечисленного, без труда узнаем того Гоголя, который вскоре поразил русскую читающую публику своими произведениями.

Он рос впечатлительным мальчиком, рано начал писать стихи живший неподалеку знаменитый поэт Василий Капнист, добрый знакомец Василия Афанасьевича, прочитав эти вирши, нашел, что в отроке будет толк.

В девять лет Никошу, как звали Гоголя в семье, отдали учиться в Полтавское поветовое (то есть уездное) училище, а в 1821 году отвезли в Нежин, где только что открылась гимназия высших наук князя Безбородко.

Нежинский лицей

Нежинское семилетие Гоголя сыграло важную роль в его жизни. Здесь он обрел друзей на всю жизнь, которыми стали Александр Данилевский (с ним он, правда, сблизился еще Васильевке — тот был соседом) и Николай Прокопович. Здесь познакомился с новейшими литературными веяниями и сделал первые шаги на литературном поприще. Здесь впервые задумался о «призвании».

В литературу врывался романтизм не-жинцы были увлечены Вальтером Скоттом,

4 Музей-заповедник Н. В. Гоголя в селе Гоголево (бывшая Васильевка). Родовое имение писателя было восстановлено по старым планам, письменным свидетельствам и фотографиям. Открылся музей в 1984 году.

▼ Карл Брюллов дружил с Кукольником и в 1836 году написал портрет модного тогда драматурга.

Шиллером, Байроном, Жуковским и Пушкиным. Это легко читается в письмах Гоголя той поры в них жизнь мешается с литературой, бал правит романтическая поза, мечты обретают черты действительности, а сама действительность исчезает за пафосными декларациями. Даже потеря отца в 1825 году не разгоняет этот словесный туман.

Учился Гоголь плохо, и это особенно бросалось в глаза на фоне блиставших в гимназии Нестора Кукольника, впоследствии нашумевшего своими пьесами, и будущего друга Герцена Петра Редкина. Ко всему был он слаб и болезнен, не мог составить конкуренции однокашникам в мальчишечьих забавах и получал от них обидные прозвища («таинственная карла», «пигалица», «мертвая мысль»).

Но это поначалу. Вскоре Николай убедил окружающих в собственной «значительности» литературными произведениями, которые «публиковал» в гимназических рукописных журналах, и театральными талантами. Отношение к нему изменилось.

Взрослеющий Гоголь много думал о будущем, однако дальше общих формулировок «поднятия труда важного, благородного на пользу отечества, для счастия граждан, для блага жизни себе подобных» пока не шел. Была лишь географическая определенность «труд важный» юноша связывал с Петербургом. Туда он и отправился по окончании в 1828 году Нежинской гимназии. С собой Гоголь вез поэму «Ганц Кюхельгартен», на которую возлагал большие надежды.

Библиотека мемуаров

«НАХ ПРАГ!»

Гоголь был звездой театра, разрешение на устроение которого Нежинская гимназия получила весной 1824 года. Впрочем, случались и недоразумения. О том, как Гоголь «участвовал в одной немецкой пиэсе», рассказал однокашник Гоголя, в будущем знаменитый драматург Н. Кукольник: «Я предложил ему роль в двадцать стихов, которая начиналась словами: "О майн Фатер!", затем шло изложение какого-то происшествия. Весь рассказ заканчивался словами: "нах Праг" Гоголь мучился, учил роль усердно, одолел, вы

учил, знал на трех репетициях, во время самого представления вышел бодро, сказал: "О майн Фатер!" запнулся... покраснел... но тут же собрался с силами, возвысил голос, с особенным пафосом произнес: "Нах Праг!" — махнул рукой и ушел... И слушатели, большею частью не знавшие ни пиэсы, ни немецкого языка, остались исполнением роли совершенно довольны... Зато в русских пиэсах Гоголь был истинно неподражаем, особенно в комедии Фонвизина "Недоросль" в роли г-жи Простаковой...»