28. Альфред Хичкок, страница 20Выдающиеся события Эстетика страха Г NOBtHWISJ Многие выдающиеся деятели европейского кино рано или поздно попадали в Голливуд. Они приносили с собой свои таланты, искусство и новые идеи. Именно в Америке Хичкок отточил свои приемы создания на экране атмосферы страха и тревоги. Игра светотени Хичкок ставил своей целью развлечь зрителя. Но он не шел у аудитории на поводу, а напротив, стремился снимать картины так, чтобы вызвать у зрителя определенные эмоции и управлять ими. Многие его технические находки впоследствии заимствовались другими постановщиками. История работы Хичкока в Германии на раннем этапе его карьеры хорошо известна. Во время Первой мировой войны в Германии многие талантливые режиссеры — например, Фриц Ланг — работали в жанре экспрессионистского кино. Данное направление уделяло большое внимание игре света и тени, и эта особенность была усвоена Хичкоком. Критики отмечали искусное манипулирование светотенью уже в ранних картинах ре- ▼ Кадр из фильма «Жилец». Тень распятия проецируется на лицо главного героя. ш & ■ жиссера — «Жильце» и «По наклонной». В фильме «Подозрение» (1941) есть сцена, где герой, задумав убить жену, дает ей стакан молока. Хичкок, слегка подсветив стакан изнутри, привлек к нему внимание зрителя, заставляя того гадать, есть в молоке яд или нет. В другом месте тени от перил и от героя, со стаканом в руке поднимающегося по лестнице, усиливают в зрителе чувство страха и напряженности. Такие игры со светом стали одной из характерных черт кинематографии Хичкока. Мозаика сюжетов Один из самых распространенных мотивов в фильмах Хичкока — ложное обвинение. В работе «К северу через северо-запад» OCTa- it HANOI R S ON A TRAIN STAG! fUlOMI UNDID CAPRICORN "V I Ml PARADINI SPUtBOUNO SHADOW О» A DOUBT MR AND MRS SMITH IORIKJN COMISPOND*N> j ТИ1 MOUNTAIN I AOL I
|