Юный Натуралист 1968-05, страница 23

Юный Натуралист 1968-05, страница 23

21

Павлин Хвостатик

РАССКАЗ

Прибрала беднота к своим рукам помещичьи угодья. Потом принялась усадьбу тормошить. Мужики выгребали оттуда все, что могло сгодиться в хозяйстве, и лишь рыжебородый Викул Евдокимович Козлов .по прозвищу Викул Бестолковый позарился на вещь совершенно ненужную для дома и семьи — на длинноногую птицу, которую помещик Мальцев держал в имении от нечего делать, исключительно ради баловства, потому что ни яиц, ни пуха она ему не давала, а только пером потешала.

Когда Викул заприметил птицу на крыше, то обомлел от изумления. По-лебединому выгнув длинную шею, она красиво прохаживалась по коньку кровли и цветастым шлейфом хвоста сметала пыль с черепицы. Голову ее венчала корона из перьев с пушком на конце. Шея и грудь — синее майского неба, спина — зеленоватая, что первая травка на лугу, а брюхо — цвета вороненой стали. Хвост был до того огромен и ярок, что Викуле почудилось, будто птичья голова и туловище пропали и остался лишь один этот сказочный хвост.

Вот тут-то у Викулы и созрело решение отказаться от всех прочих барских сокровищ ради хвостатого дива, привезенного хозяином имения из каких-то заморских краев.

— Райская птица будет жить в моем курятнике! — твердо сказал Викул и полез на крышу.

Он вынул из кармана черствый ломоть хлеба, раскрошил его в пригоршне и позвал птицу:

— Цып, цып, цып..* Иди сюда! Не бойся. Я ж тебе не собака.

Когда птица приблизилась, Викул ухватил ее за хвост, прижал к груди и спустился на землю, считая, что ему на этот раз крупно повезло и он внакладе оставил мужиков, проворонивших самое удивительное украшение барской усадьбы.

Встретил Викул по дороге пастуха Мирона Капустина, закадычного приятеля своего, и похвастался счастливым приобретением. Но Мирон не разделил его радости:

— Несуразная птица. По званию она — павлин, а в хозяйстве ■— лишний клин. Разорит тебя. Прежде на барина ишачил, а теперь будешь батрачить на его златоперую кикимору.

— Не наговаривай, — насупился Викул. — Священная птаха не могет мужика в разор толкать. От нее одно блаженство. Право слово, райская птица!

Дома жена коршуном набросилась на Викулу:

— Узнаю тебя, сумасброда! Что людям негоже, в дом тащишь! На кой шут нам, скажи, прожорливая птица, коли курей кормить нечем?

Меньшой сын Викулы, Вася, в восторг пришел от великолепного павлиньего оперенья, запрыгал по избе, как мячик, и потянул мать за подол:

— Не ругай папаню. Мы с Хвос-татиком в волшебное перо играть будем.

Так появилась у павлина кличка — Хвостатик.

Куры нового жильца встретили страшным кудахтаньем и шарахнулись от него во все стороны, как от прокаженного. Даже ночевать в курятник не появились. Озлобленный петух чуть было насмерть не заклевал райскую птицу. Не окажрсь Викул поблизости, не миновать беды. Взял он топор и отсек петуху голову. Жена яростно руками всплеснула:

— Да что ж ты, бестолковый, наделал! Вез петуха курице какая же жизнь!

— А я и курей пущу в расход.

И тем же топором Викул расправился с остальными обитателями курятника.

Весь корм, приготовленный для кур, поступал теперь в пользование Хвоста-