Юный Натуралист 1970-05, страница 8

Юный Натуралист 1970-05, страница 8

К XVI съезду ВЛКСМ

Тринадцать лет назад в древней казачьей станице Григориполисской на Ставропольщине, в краю степей и балок, родилось движение, которое охватило все школы страны. Движение ученических производственных бригад.

Было время, когда не было бригад, когда школьникам не доверяли поле. И право на доверие завоевали для себя ребята из Григориполисской средней школы. С тех пор прошло много лет. Стали мамами и папами бывшие звеньевые школьной бригады. А как сегодня живет бригада? Какими успехами встречает XVI съезд ВЛКСМ?

Наш специальный корреспондент побывал недавно в Григориполисской. Слушайте его рассказ.

ЩЕДРОЕ ПОЛЕ

Ты вступаешь в сосновый сумрак леса. Вздрагивая от каждого шороха, ты полон предчувствия. Тебе кажется: вон за тем буреломом, вон за той сосной затаилось чудо. Продираясь сквозь кустарник, ждешь: сейчас увидишь необычайное.

Ты идешь бескрайней степью, не в силах избавиться от ощущения, что за дальним курганом, над которым парит величавый орел, ждет тебя что-то таинственное, пока что невиданное тобою.

И ты прав: в степи и в лесу много тайн припасено для пытливого глаза. Надо только уметь видеть, слушать и наблюдать!

Но вот дорога приводит тебя к околице села. Вокруг лежат колхозные поля. Стоит стеной пшеница, кланяется ветру рослая кукуруза, голубеют впереди овсы. А еще дальше завороженно следят за солнцем золотые подсолнухи. Никакого чуда, никакого открытия на этом поле ты не ждешь. Все знакомо, привычно, ничто не будит твоего любопытства.

А напрасно. Остановись! Задай себе вопрос: все ли ты знаешь про обычное колхозное поле? Знаешь ли, что за сила пово-.рачивает шапку подсолнуха вслед за диском солнца?

Обычное колхозное поле так же полно тайн, как лес или степь. Только открываются они тому, кто умеет понимать язык пахоты, язык растений. Дается это далеко не каждому. А вот ребята из Григориполисской средней школы умеют разгадывать тайны обыкновенного поля. Правда, далось это им не вдруг и нелегко. А началось все тринадцать лет назад.

Многие в родном колхозе тогда сомневались: смогут ли школьники без хлеборобских навыков вырастить урожай хотя бы на двадцати двух гектарах?

— Оно конечно, алгебра вещь дюже полезная, — говорили скептики, — да и география, конечно же, не без пользы человеку. Только хлеб читать не умеет, и уравнения ему ни к чему. Ему пот подавай, товарищи!

Рассуждения колхозных скептиков подзадорили ребят из только что созданной в Григориполисской ученической производственной бригады. Бригадир десятиклассница Нина Самойлова и звеньевая Нина Шуринова вместе с другими решили: не отступать!

Еще только выкатывалось на небосклон солнце, а школьники уже были на своем участке. Звали их прикубанские заросли ивняка, звала в жаркий полдень матушка Кубань, но ребята упрямо пропалывали кукурузу, помогая зеленым, неокрепшим стебелькам тянуться ввысь. Они подкармливали растения так старательно, словно от урожая зависела жизнь каждого в ученической бригаде. Земля не обманула ребят. Когда машины с зерном нового урожая отправились на элеватор, скептики приумолкли. Урожай юные полеводы получили огромный, гораздо больше, чем иные взрослые хлеборобы! Так в двери Григориполисской школы постучалась слава.

Давно уже стали агрономами первый бригадир Нина Самойлова и первая звеньевая Нина Щуринова. Не ушел из колхоза и первый тракторист ученической бригады Ваня Костров. А слава григориполисской бригады не меркнет. Урожаи на полях, которые обрабатывают школьники, по-прежнему вызывают восхищение. И по-прежнему говорят в стране про опыт ребят из древней казачьей станицы.

Сейчас во владении юных 2100 гектаров. Такое количество земли обрабатывает целый колхоз где!нибудь в Рязанской или