Юный Натуралист 1970-05, страница 6

Юный Натуралист 1970-05, страница 6

4

Севастополь

Рос в Севастополе обыкновенный мальчишка с необыкновенным именем. Его звали Вилором, именем, составленным из первых букв бессмертных имен — Владимир Ильич Ленин, Октябрьская революция. Такова была традиция в легендарные тридцатые годы, когда родился Вилор Чекмак. Он хорошо рисовал, много читал, рос любознательным мальчишкой. Может быть, он стал бы ученым или художником, если бы не война.

Героический Севастополь достойно

Одесса

Двенадцать обелисков вокруг Одессы. И у каждого из них застынут в почетном карауле этими майскими днями строгие фигурки ребят в красных галстуках. Это пионерские посты с номера второго по тринадцатый. Но есть в Одессе пост № 1. В приморском парке у памятника Неизвестному матросу.

встретил врагов. Здесь сражался каждый, здесь не было передовой и тыла. Вилор носил на чердаки песок, дежурил во время воздушных тревог на крыше и, как все мальчишки, собирал пустые бутылки, в которые потом наливали горючую смесь. Когда наши войска оставили город, Вилор Чекмак вступил в партизанский комсомольский отряд. Однажды у Черной речки он нес дозор. Фашисты хотели подойти незаметно и одним ударом уничтожить партизан. Чекмак заметил их. С криком «За Севастополь!» мальчишка ринулся вперед. Он погиб, но отряд был спасен.

Они все были молоды, все добровольно вступили в отряд. Аксанов Владимир. Год рождения 1929-й. Янов Виктор Иосипо-вич — 1925 год. Первый и последний. Между ними еще тридцать комсомольцев, погибших за Севастополь. Красные следопыты межшкольного городского краеведческого музея хотят узнать о жизни всех героев, разыскать их могилы, как нашли они место захоронения Вилора Чекмака.

Когда на стендах музея появляются новые фотографии или личные вещи героев Севастопольской обороны, открывается еще одна страница ее славной истории. Вот почему летят в разные концы страны письма, идут партизанскими тропами отряды красных следопытов.

Идут, чеканя шаг по гранитным плитам, шесть ребят в матросской форме. На пятнадцать минут застынут они у обелиска. За ними море, спокойное, ласковое сегодня, завтра — штормовое, бурное. Сегодня светит солнце, а завтра хлынет ливень, но они все равно будут стоять у обелиска, отдавая честь и память героям, павшим в героические дни обороны.

У юных моряков все по-военному. Возле штаба и караульного помещения, где отдыхают ребята, часовой с автоматом на груди. В штабе музей. Здесь хранится священная земля из городов-героев, подарки делегаций, посетивших пост № 1. В толстой книге отзывов много записей, и среди них та, которую оставил их земляк, летчик-космонавт Г. Шонин:

«Дорогие ребята! Я горжусь вами. Вы делаете великое дело. Память о павших за нашу Родину должна жить вечно. 24.12.69 г. Г. Шонин».

Идут, чеканя шаг, по гранитным плитам шесть человек. Идут к обелиску. Люди останавливаются, умолкают и смотрят им вслед. Люди видят их каждый день, но все равно не могут сдержать волнения. Потому что ни на минуту не меркнет память о тех, кто защищал город, кто шел в бой с одной мыслью — победить.