Юный Натуралист 1970-05, страница 9

Юный Натуралист 1970-05, страница 9

7

Тульской области. Представьте, какая ответственность лежит на ученической бригаде, обязавшейся дать урожай! Тут уж не до шуток — это хлеб, который нужен стране.

Тринадцать лет назад наш журнал писал о начинании григориполисских школьников, об их мечтах. Тогда ребята думали создать свою машинно-тракторную мастерскую, развести сад, построить полевой стан. Их мечты осуществились: шесть тракторов и шесть комбайнов стоят на машинном подворье у здания школы. Полевой стан бригады разбит в степи. Нарядные белые домики утопают в зелени, недалеко озеро, в котором много рыбы. А сад? Он шумит на полевом стане радостно, словно благодарит ребят за заботу.

Казалось, достигнуто все, о чем мечталось вначале? Значит, идти дальше некуда? Но это не так.

Ребята из школьной бригады решили: пора всерьез проникнуть в тайны хлеборобского поля. Но известно, что в наше время ученых-одиночек нет. Так ведь недолго, если в одиночку, изобрести деревянный велосипед.

Агроном школы Любовь Ивановна Лебедева предложила ребятам:

— А что, если мы будем помогать ученым? Опыты, конечно, не должны мешать нам выращивать богатые урожаи, но разве не интересно узнать резервы нашей земли? Поле ведь не просто поле...

И полетели письма в научно-исследовательские институты и лаборатории. Первой ответила Кубанская опытная станция. Ученые предложили григориполиссцам:

«Испытайте, как поведут себя-на ваших землях пришельцы из разных стран. Посмотрите на кукурузу из Англии, сравните ее урожайность с урожайностью ваших сортов. Испытайте, как ведет себя на ваших землях лен из Японии, посмотрите на марокканское сорго...»

После этого письма только и было разговору, что о 170 сортах необычной кукурузы, пшеницы, сорго, льна, о семенах таких загадочных растений, о которых раньше никто и не слышал. I

Самый главный опыт достался бригадиру

Люде Гнездиловой. Конечно, не ей одной. Весь восьмой класс, в котором училась Люда, должен был провести опыт по выращиванию гибридных семян подсолнуха. Что тут такого особенного? — спросите вы. Особенное было в том, что семена опрыскивались гиббереллином — биологическим стимулятором роста. Ребята проверяли, можно ли с помощью одного лишь стимулятора по-, лучить крупные семена. Представьте себе такую картину: ребенку дают пилюли, и он начинает расти не по дням, а по часам. В пять лет его принимают за студента! Шутка, конечно, но принцип опыта был именно в этом. А суть проста: надо опрыснуть раствором гиббереллина десять полосок подсолнуха, каждая из которых соседствует с обыкновенной полоской, где растет обычный подсолнух. А затем изо дня в день измерять длину и ширину листьев подсолнуха и с нетерпением ждать результатов.

Осенью радовались все. Еще бы, вырастили двенадцать центнеров гибридных семян. Вот так десять полосок!

К девочкам подошел директор шко. ы Михаил Трофимович Иванов.

— Только сейчас колхозный агроном сказал мне: нашими семенами можно засеять триста гектаров. А их урожайность на тридцать-сорок процентов больше, чем у обычных семян. Ура, ребята!

От дружного возгласа восьмого «А Михаил Трофимович шутливо зажал руками уши.

А что же произошло с «пришельцами» из разных стран?

Они благополучно выросли, перенесли жаркое лето и дождались осени. Вместе с Любой Котовой и Сашей Колбасовым по опытным делянкам ходили агрономы колхоза. Английский подсолнух удивил всех своим ростом и листьями — высоко над головами людей глядела на солнце его золотистая шапка. Но когда сломили ее, стало ясно: как корм для скота подролнух отменен, а вот семя у него мелкое. Так было и с другими гостями. Одни радовали глаз стеблем, но разочаровывали плодами, другие — наоборот.

(Окончание см. на стр. 19)