Юный Натуралист 1970-09, страница 13

Юный Натуралист 1970-09, страница 13

четырем крупным сивучам-секачам и собирались перегнать их ближе к берегу. Но гиганты упрямились и, забравшись на невысокий, метра два в высоту, плоский камень, грозно ревели. Когда я потряс перед мордой одного из них карабином, зверь внезапно схватил его за середину ствола зубами и вместе со мной поднял вверх.

На сивучей пока не существует регулярной охоты. Наверное, потому, что охотиться на них нелегко — звери обитают на труднодоступных скалистых берегах, у которых вечно клокочет и пенится морская волна. Однако из-за того, что была запрещена охота на сивучей, их стало так много, что они мешают котикам и драгоценным каланам. Кроме того, огромное стадо сивучей, насчитывающее почти треть миллиона животных, съедает немало рыбы. И не ка

кой-нибудь непромысловой, а такой, как лосось, палтус, тихоокеанская сельдь. Да и рыбаки затаили на них большую обиду.

Значит, количество сивучей надо регулировать. Надо учиться разумно добывать их и по-хозяйски использовать. Ведь этот зверь имеет исключительно прочную шкуру, богатую витаминами печень, высокопитательное для разводимых в неволе пушных зверей мясо и жир. В прошлом местные жители — алеуты, камчадалы, айны и индейцы — ценили сивуча очень высоко. От добытого зверя они брали буквально все: кожа шла на байдарки, ремни, обувь; мясо употреблялось в пищу, а из кишок шились непромокаемые курточки — кам-лейки.

С. МАРАКОВ,

кандидат биологических наук