Юный Натуралист 1971-01, страница 13

Юный Натуралист 1971-01, страница 13

11

— Нет. Я звеньевая из бригады. Тоня Ардашева.

Я обрадовался. Значит, это и есть та самая Тоня, чей дневник я только что прочитал.

У школы, тяжело копытя землю, стоял гнедой, впряженный в двуколку, доверху засыпанную свежескошенным сеном.

Припекало. Я поплотнее надел соломенную шляпу с широкими полями, сел рядом с Тоней на облучок, Тоня чмокнула губами — но-о! — дернула вожжи, и мы поехали.

Серым каменным ремешком перетянула полевое раздолье шоссейная дорога. Беспрерывным потоком бежали по ней грузовики. Одни, груженные зерном, — в город, другие — в поля, к уборочным комбайнам.

Долгая дорога ведет к размышлениям и воспоминаниям. Тоня поведала мне историю возникновения школьной производственной бригады.

Организовалась она давно, Тоня еще и в школу не ходила, — двенадцать лет назад. Колхоз тогда выделил вновь сформированной бригаде 50 свиней. Ребята на работу шли неохотно, силой кое-кого приходилось заставлять.

Производственная ученическая бригада разваливалась на глазах. Таисия Васильевна — она ведь бессменный руководитель бригады! — придирчиво анализировала неудачи, старалась устранить их. Она поняла, что кропотливая, скучная работа была, есть и будет, от нее не уйти. Но воспитывает не сам по себе труд, а то основное увлечение, которое делает работу легкой. И тогда возникла идея — привить школьникам интерес к земле, полю, природе через опытничество.

Сначала опытническая работа велась на пришкольном участке, но это, конечно, то же самое, что дать ребенку в руки детский телефон и доказывать, что это и есть средство связи. Свеклу и картофель выращивали на одном квадратном метре.

И вот после долгих споров колхоз без особого энтузиазма выделил бригаде 50 гектаров пашни. А когда ребята на 30 гектарах поймы вырастили урожай свеклы до 400 центнеров с гектара, колхоз отнесся к ним с надеждой: может, и в самом деле помощники?

Теперь с первого класса ребята работают на пришкольном участке. И хотя начальные темы чрезвычайно просты — посев намоченного и ненамо-ченного гороха, посадка картофеля целого и дольками, — здесь впервые

у ребят проявляется острое любопытство к нашей земле, рождающей нежные ароматные цветы.

И в бригаде стало работать заманчивее.

Мельком Тоня обмолвилась, что раньше, этак лет десять назад, в их селе, кроме картошки, не сажали ничего. А сейчас — другое дело. У каждого дома фруктовый сад. И весной все село как бы погружается в душистую пену и аромат цветущих яблонь.

И все это пошло от школы. Здесь зацвела первая яблоня, здесь распустились первые розы. Так что слава первооткрывателей за школьниками закрепилась твердо.

Научная опытническая работа вызывает у ребят'интерес к знаниям, любовь к труду хлебироба. Вот почему многие выпускники школы остаются в селе. Тоня, например, не мыслит свою жизнь без поля. Но, впрочем, восторг перед первым зеленым ростком, проклюнувшим землю, перед налитым солнцем тяжелым колосом в ладонях — это ценность, которая необходима в жизни и инженеру, и учителю, и рабочему...

Колеса нашей двуколки мягко постукивали на выбоинах колеи. По бокам дороги желтела стерня — пшеницу уже убрали.

Тоня, прижмурив глаза от света, вглядываясь в даль, серьезно и знающе заговорила о сортоиспытаниях семян, влиянии нормы высева на урожай и еще о чем-то, очень пахнущем хлебом.

Мы свернули с шоссе на проселочную дорогу, и гнедой, игриво взбрыкивая и кося на нас черным, как омут, глазом, пошел галопом.

И вот наконец я увидел две идущие машины, издали похожие на кенгуру.

— Картофелеуборочные комбайны,— глядя на них, сказала Тоня.

— Твое звено работает?

— Да... И звено Вали Юферовой. Наши делянки рядом.

Подбрасывая к небу сизые колечки дыма, подкатил первый комбайн, и с него спрыгнул маленький веснушчатый паренек. Белый чуб его задорно выплеснулся из-под промасленной кепки, темные зрачки остро вцепились в меня.

— Толя Караваев, механик, — представила паренька Тоня и, деловито окинув взглядом пахоту, озабоченно спросила: — Управимся ли сегодня?

— Должны, — сурово сдвинув брови к переносице, произнес механик и вздохнул.

Тяжело и плотно чеканя шаг, подошла крепкая рослая девчонка. Подошла, поздоровалась, пристально рас