Юный Натуралист 1971-02, страница 8

Юный Натуралист 1971-02, страница 8

6

Однако дней через десять заприметил егерь, что гусь его не все съедает, часть оставляет как бы про запас. Удивило это Захара. Решил проследить за птицей.

Как только добрался до затона, -еще издали увидел рядом со своим питомцем лебедиху. Та время от времени, изогнув шею, клевала хлебную корку. А гусь неторопливо плавал вокруг нее.

«Ну и ну! — подумал Захар. — Никак любовь себе завел гусак. Ишь придумал чего, моим хлебом лебедиху прикармливать. Рассказать кому — не поверят, скажут, болтает егерь. Ну, да все равно недолго этой любви гусиной быть. Не потерпят лебеди чужака в своей стае».

И долго ждать не пришлось. Раз прямо на глазах у егеря лебеди накинулись на гуся. Не вмешайся человек, забили бы птицу насмерть.

Отогнал Захар лебедей. Но одинец опять за свое — снова начал таскать лебедихе корм, и снова его избила стая. Так продолжалось несколько раз.

Егерь уже махнул рукой на своего питомца.

— Может,, и правда пристрелить его, все одно каюк, шипуны насмерть заклюют.

В сентябре погода испортилась. Надвинулись тучи, и несколько дней лил дождь. А когда он перестал и на недельку установилось бабье лето, тогда и увидел Захар, как медленно и величаво поднимались с затона лебеди, как нестройно

тянулись вслед за вожаком в сторону Баргузинского хребта.

Лишь только снялись с затона лебеди, исчез куда-то и одинец.

«Видать, тоже на юг подался», — решил про себя Захар. Ошибся егерь. Дня через два одинца нашел мертвым Карл — пес Захара. На птице не было ни следов лебединых побоев, ни пулевой раны.

Никто не знает, отчего он умер, но только Захар доказывает, будто не. выдержало гусиное сердце, разорвалось от большой тоски.

Вот почему затон Гусиным называется с тех пор.

Помогли деревья

Инженеры утверждают, что на побережье озера нельзя строить порты, железнодорожные станции, города, пока не будет точно известно колебание уровня воды за последние триста лет.

Такие сведения потребовались и строителям на побережье озера Байкал. Но как получишь эти сведения?

Выход был найден неожиданно. Строителям помогли кедры, лиственницы и сосны.

Дело в том, что еще давно было замечено: лес вокруг Байкала растет, почти подступая к самой воде. Ученые спилили одну сосну и определили ее возраст —