Юный Натуралист 1971-02, страница 9

Юный Натуралист 1971-02, страница 9

7

530 лет. Значит, появилась она на свет в 1441 году. Но на девятнадцатом году жизни, то есть в 1460 году, байкальская волна повредила кору молодой сосенки, так как вода в озере поднялась выше своего обычного уровня. Через несколько лет рана, полученная от волны, заплыла смолой, однако метка сохранилась и по наши дни.

Не одно дерево спилили для анализа, и все они подтвердили, что уровень воды в озере из года в год колеблется. Но ни разу за последние пятьсот лет не поднимался он более чем на четыре метра.

Дагарские таймени

Устилает лес охрою землю. Ранком бродят гривастые туманы, а в озере полощется синь-синева. В жидкой осоке слышится крик дергача.

Настыв за долгую ночь, рябые сопки словно поеживаются перед рассветом.

Ракитовые белые поплавки еле видны в предрассветье. Но когда мы подъехали на лодке, они запрыгали, заплясали, а привязанные к береговой осине бечевки загудели басами.

Никогда еще не вытаскивал я таких больших тайменей. Каждый длиной почти метр. Тело вытянутое у них. Зубы на головке сошника и небольших костях расположены в виде сплошной подковы. Рыбаки рассказывают, что встречаются в Да-гарской губе таймени до двух с половиной метров. Хватают они на Байкале уток, гусей, поедают омуля, иногда нападают и на тюленей.

Метровые рыбины плюхаются на дно баркаса, бьются в бессильной злобе, раскрывая свою страшную пасть.

— Это что, — презрительно сказал Ан-дреич, тамошний егерь, — вот раньше в здешних местах таймень был, так то таймень, а теперь? Так, одна мелюзга.

Загадка выдры

— Удивительное дело, — рассказывал нам Андреич, — наша байкальская выдра в зимовку ест только рыбу, и что хочешь делай с ней, ничего другого в рот не возьмет. Я-то на Байкале пятьдесят годков живу, успел присмотреться к этому зверьку.

— Ну и что же тут удивительного?

— А вот что: в августе, как только поспеют костяника и ежевика, выдра выхо

дит на берег и ест их. Зачем они ей, ума не приложу.

Загадка Андреича раскрылась для меня лишь в Москве, когда я рассказал об этом одному знакомому биологу.

Удивительного тут ничего не было. Выдра ест рыбу целиком, глотая и кости и чешую. Зимой в ее организме вырабатывается достаточное количество соляной кислоты, которая растворяет кости, а летом кислоты образуется меньше, и выдру начинают мучить скопившиеся в желудке рыбья чешуя и кости. Вот тогда-то и идут в употребление ягоды, дающие организму хлор, необходимый для выработки соляной кислоты.

Вот и вся загадка. "

Волшебная лещина

На старинных гравюрах, на рисунках, какие можно встретить на скалах Забайкалья, в сибирских легендах и песнях, сказках и былинах я часто встречал тему волшебной палочки.

Палочка эта вырезана из ветки орешника. Потом тщательно натерта тайным средством. На конце палочки обязательно должна быть рогатинка.

И вот, держа рогатину обеими руками за развилки, человек бродил по тайге, выставив вперед острый конец палочки. Искали так раньше в Сибири золото и другие металлические руды. Искали таким, способом русские и монголы, буряты и татары. Над залежами руды палочка должна шевельнуться и указать, где скрывается клад.

Не встретишь больше в тайге искателей с такой «чудо-техникой». Волшебная палочка осталась лишь в легендах да на старинных рисунках. А в тайгу пришла новая техника. Специальные приборы, установленные на самолетах, позволяют вести поиск полезных ископаемых, которые находятся под землей на глубине более ста метров.

Этого не могла сделать даже волшебная лещина.

В. БУРЛАК