Юный Натуралист 1971-03, страница 19

Юный Натуралист 1971-03, страница 19

18

}*J vTT/>>i|>02^b

Еще насылает зима метели, и холода веют, а солнце уж о весне хлопочет. День поравнялся с ночью. Ярчайшие лучи ослепительно озаряют высокий небосвод, подле дорог зачернелись снега, скоро осядут покровы полей и перелесков. И сколь метелице ни разгуливать, а впереди с гор потоки.

Все выше и ярче солнце. В полдень оно уже поднимается на высоту в 30 градусов. Общая продолжительность солнечного сияния за месяц в среднерусской полосе превышает 130 часов. День с ночью меряется, равняется. 21 марта на всей Земле день равен ночи: в северном полушарии наступает весеннее равноденствие, в южном — осеннее. У нас эта дата считается астрономическим началом весны.

Март по фенологии — предвесенье. Еще может закрутить белыми хвостами поземка, еще временами морозцы скуют сырость. Но чертоги зимы не вечны, уже притаяла, осела дорожка к ним. Влажный ветер снег пригнетает. Вода на речках просасывает лед, проступая наружу.

Несмотря на отзимки — снегопады и подмораживания, весна обыкновенно принимается дружно. В полдень проворные ручейки клокочут вдоль чернеющих дорог, подтачивая шершавые сугробы. По утрам схваченный морозцами наст покрывается шипами-заусенцами, по-народному ши-

решью. Живая вода-снежница скоро побежит во всю мочь. Недаром «весна — зажги снега, заиграй овражки».

Часы живой природы пробили: пора. Весело застрекотали сороки, запели весенние скрипочки — овсянки. Еще только что задымились, опроставшись от снега, проталинки, а уж грачи тут как тут. О своем прилете они оповещают округу неумолчным граем, суетясь на верхушках облюбованных деревьев. Когда-то днем-грачевником называли 17 марта. Hp, строго говоря, «грачей пригоняет» тепло. Ведь они летят к нам с той же скоростью, с какою продвигается фронт весны: 50 километров в сутки. Почти одновременно с грачами пожаловали скворцы. В дороге скворцы наслушались трелей других .птиц, вот и пересмешничают с чужого голоса. Уж в таком занятии у них соперников нет.

На исходе марта можно услышать первую песню полевого жаворонка. Журчит, переливается, сверлит высь неба так, что у слушателя сердце зайдется от радости, а попробуй разыскать солиста. Прищуришь глаза против солнца — нет, не видать живого колокольца, словно растворился в лазури.

Среди ивняков и тальников издалека заметны посеребренные верхушечные почки верб. Если весна примется дружно, то к концу марта можно наблюдать, как пылит цветущий орешник.

А что в реках! Удильщики уже приметили, что рыба сейчас больше ловится у берегов. Особенно в местах, куда сбегают ключики талой воды. Это и не мудрено, там речная вода более насыщена кислородом, чем в глухом, притененном месте, где еще владычествует зима.

НОЬ^

Зимой мы с папой возвращались от бабушки домой. У невысокого забора, на сугробе, увидели голубя. Он пытался взлететь, но не мог. Я взяла его домой. У него был поранен бочок. По дороге я прикрыла его шарфом, чтобы голубь согрелся. Дома я его держала до тех пор, пока он не стал летать. Потом я выпустила его. Но через несколько дней после этого он снова прилетел к нам и клевал пшеницу, которую я насыпала на подоконник.

г. Дзержинский Горьковской области

Лена МАНУЕВА

Как-то мы. играли на улице. Рядом была дорога. По ней ездили машины. И вдруг из одной машины выбросили раненого аиста. У аиста было переломано крыло, и рана уже начала гноиться. Кто они, жестокие люди, которые бросили на дороге раненую птицу, я не знаю. Мы подоб-