Юный Натуралист 1972-03, страница 5

Юный Натуралист 1972-03, страница 5

дачи о двух и трех бассейнах получили здесь, как видите, самое практическое применение. В бассейнах проложены трубки с дырочками. Из них струятся цепочки серебристых пузырьков. Это хлорелла получает питание — углекислый газ. Кроме того, воду удобряют питательными солями. В условиях Средней Азии микроскопические водоросли можно выращивать круглый год. Это очень важно, ведь зимой телятам, поросятам и взрослым животным не хватает витаминов. А в хлорелле витамина С, к примеру, больше, чем в лимонах.

Кормить животных «зеленым молоком» очень выгодно. Во многих животноводческих хозяйствах Узбекистана сооружают сейчас крупные установки для выращивания водорослей. Крохотные одноклеточные растения, которых можно разглядеть только под микроскопом, размножаются неописуемо быстро и каждый день приносят несколько тонн дешевого зеленого корма.

Хлорелла же выступает в роли самого трудолюбивого санитара, способного очистить от разных загрязнений воды рек. Этим свойством одноклеточных водорослей заинтересовались на сахарных заводах.

Когда небрежным жестом мы опускаем в стакан чая кубик белоснежного, переливающегося кристалликами сахара, мы, разумеется, не задумываемся над тем, что «делание» сахара — это сложное химическое производство. И как многие химические комбинаты, сахарные заводы требуют каждодневно водопады чистой воды. Правда, воду эту они частично возвращают. Но в каком виде! Это мертвая вода, в ней нет кислорода, она пахнет гнилью. Кроме того, в грязной воде содержится вещество под названием «сапонин» — настоящий яд для рыб. Такие сбросовые воды ни в коем случае нельзя направлять в водоемы и реки, где люди купаются или берут воду для питья. Вот почему сбросовые воды сахарных заводов направляют на довольно обширные поля фильтрации. Там идет естественный процесс очистки — отстаивается осадок, вода постепенно насыщается кислородом. К сожалению, происходит это очень медленно. Грязная вода стоит там по году! И к новому сезону варки сахара эти поля фильтрации совсем не готовы к работе. Наоборот, они ждут, чтобы их очистили, сами они с ролью санитаров не справляются.

Где же выход? Надо заселить поля фильтрации одноклеточными водорослями. Стоит только внести «затравку» — небольшое количество хлореллы, и она начинает энергично размножаться. Через две-три недели в одном кубическом сантиметре будет... Сколько бы вы думали? 10—15 миллионов «хлореллин»! Озера сточных вод превращаются в настоящие плантации хло

реллы. Хлорелла очищает воду от всех вредных органических примесей, обильно насыщает ее кислородом. В результате — идеально очищенная вода. Вода настолько чиста, что ее можно во второй раз использовать на заводе.

Сотни миллионов кубических метров воды уже исправно очистила хлорелла.

На Украине создали специальную лабораторию, которая исследует все проблемы, связанные с выращиванием и использованием хлореллы.

У зеленой хлореллы есть сине-зеленые родственники — тоже мельчайшие водоросли. У них своя профессия. Они помогают рисоводам. Поселяются на рисовых плантациях, затопленных водой. Здесь они поглощают из воздуха азот." Сам рис делать этого не в силах, а азот ему очень нужен. И сине-зеленые водоросли энергично и успешно готовят рису азотные удобрения. Совместная работа крохотных «химических заводов» приносит весомые результаты. Ученые подсчитали, что водоросли, живущие на рисовых полях вблизи Ташкента, накапливают за год на каждом гектаре 240 килограммов азота. На четырех гектарах выходит целая тонна удобрений!

Микробы защищают от вредителей деревья и культурные растения, они готовят самые питательные корма, удобряют поля. Без микробов нельзя приготовить кефир и простоквашу, конфеты и фруктовые соки. Невидимки в рабочих спецовках помогают красить ткани, делать ботинки, выпекать хлеб.

Нет числа добрым занятиям этих удивительных невидимых помощников. Недаром сейчас в нашей стране развивается новая отрасль промышленности — микробиологическая промышленность, возникает новая отрасль техники — биотехника.

Б. ЗУБКОВ