Юный Натуралист 1972-07, страница 16

Юный Натуралист 1972-07, страница 16

14

Дело в том, что свекла на второй год своей жизни зацветает и на вытянутой стрелке вырастают два, три, четыре, пять цветков. Цветки срастаются в плотный клубочек. Вот начало всех неприятностей. Семена тоже срастаются в клубочек — соплодие. Посеял на следующий год такой клубочек в землю, и вскоре из одной лунки поднимаются два, три, пять и более росточков. Вы думаете, это хорошо? Ничего подобного. Оставить расти надо ровно в десять раз меньше. Густым всходам не хватит ни света, ни воды, ни питательных веществ.

Побывайте на свекловичных полях, когда из земли появляются первые листочки. Сотни людей медленно движутся вдоль густо зеленеющих строчек. Идут согнувшись и руками выдергивают тонкие былинки. Кто только может, выходит на свекловичные поля на прорывку сладких корней. А сейчас засеваем мы ими три с лишним миллиона гектаров. Вот и подсчитайте, во сколько обходится ручной труд. Причем задержка с этой операцией непременно оборачивается потерей урожая: свекла капризна и нетерпелива. Еще одну неприятность приготовила она земледельцу: семена, сцементированные в клубочек, развиваются неравномерно. Некоторые ростки обгоняют своих родственников, более энергично тянутся к солнцу. И — увы! — погибают именно из-за своего быстрого роста. Ведь более рослые стебельки легче заметить, удобнее схватить и выдернуть, чем более слабые, едва заметные проростки. Так мы невольно лишаем себя лучшей части урожая.

Если бы появились сорта односемянной свеклы, тогда из каждого семени рос один пучок листьев, один корень — и все проблемы исчезли бы сразу!

Об этом мечтали многие поколения свекловодов. Они знали: в природе на несколько тысяч многосемянных растений попадается единственное односемянное. Вот ведь какое интересное получается обстоятельство. Засеяны свеклой миллионы гектаров, а между тем самое редкое растение — это свекла, только, правда, особая — односемянная. Найти такую диковину потруднее, чем проделать знаменитую операцию по нахождению иголки в стоге сена. Однако советские ученые-селекционеры решились на поиск. Сотрудники Всесоюзного научно-исследовательского института сахарной свеклы осмотрели двадцать два миллиона свекловичных кустов по всему Советскому Союзу. Попробуйте, просто сидя в удобном кресле, сосчитать от единицы до двадцати двух миллионов, и вы хоть чуточку почувствуете, сколь титаническим был труд селекционеров. Среди миллионов они нашли около ста односемянных кустов.

Но это была лишь первая станция на пути к успеху. Без малого двадцать лет односемянные растения заботливо выращивали, строго отбирали, закаливали холодом, скрещивали пришельцев из разных районов страны, пытались объединить скороспелость с большим содержанием сахара. Так получили совсем новое растение: свеклу, дающую один росток из одного семени. Один росток — это значит, что не надо вручную удалять лишние ростки. Это значит, что каждый год мы можем экономить десятки миллионов рабочих дней. Вот замечательный результат работы наших селекционеров.

Сейчас уже существует около двадцати сортов односемянной свеклы, приспособленных к разному климату, к разным районам страны. Для Украины и Молдавии, для Прибалтики и Закавказья, Белоруссии и Средней Азии создают новые сорта односемянной свеклы, прививая стойкость к болезням и заморозкам, к недостатку влаги, жаркой и сухой погоде, к разным другим капризам стихий.

Кроме громадной экономии рабочего времени, односемянная свекла освободила свекловода от изрядной доли неуверенности в результатах своего труда. Многосе-мянная была слишком капризна и нетерпелива. Еще бы — чуть только на несколько дней задержался, замешкался с прореживанием посевов, и сладкие корешки отзываются снижением урожая. Односемянная не нуждается в прореживании. Значит, можно гораздо точнее предсказать величину урожая, заранее планировать итог работ. Это крайне важно.

Земледелец всегда страдал от капризов погоды и растений, от игры случайных, стихийных сил природы. Мир, учили древние философы, состоит из трех стихий: воды, огня и воздуха. Если под огнем разуметь жар Солнца, то земледелец имеет дело со всеми стихиями. В этом сложность и величие его труда. Стихии и по сей день остаются малоприрученными, плохо поддаются контролю и предсказанию. Между тем надо вырваться из плена стихий, надо точно планировать, точно предсказывать результаты сельского труда.

В научных Журналах, посвященных сельскому хозяйству, все чаще встречаются слова, которые лет десять назад просто как бы и не существовали. Это слова: «программированный урожай», «прогноз урожайности», «заранее заданный урожай».

Когда селекционеры вывели новый сорт сахарной свеклы, они помогли свекловодам получать урожаи более устойчивые и меньше зависимые от капризов природы.

Избавляться от прихоти стихий помогают и конструкторы сельскохозяйственных ма