Юный Натуралист 1972-10, страница 19

Юный Натуралист 1972-10, страница 19

17

IlllUllllllllllllllilllllllllllllllllllllllllllllllllUIIIIIUIIIIIIUIIIIIIIIIIIIIUIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII

Чуть пригреет позднее осеннее солнышко — и начинается по всей деревне веселый скворчиный концерт. Скворцы прилетают в деревню перед отлетом каждый раз, чтобы по-своему попрощаться с родными местами. Скоро ранним пасмурным утром они улетят от нас до следующей весны.

Спешно меняют свои серенькие летние шубки зайцы-беляки. На полях и в лесу уже лежит снег, а зайцы-беляки, которые не успели отлинять, нет-нет да и покажутся наполовину серыми, наполовину белыми. Выскочит такой пестрый зверек из-под куста, другой раз и удивишься — что это за чудо, и только потом, узнав в напуганном зверьке зайца, пожалеешь беднягу, который понадеялся на теплую осень и не приготовился к зиме вовремя.

Оседлые пернатые — полевые воробьи, галки и вороны, снялись со своих летних становищ и подались поближе к жилью. Говорунья сорока предпочитает теперь на деревенских задворках отсиживаться, не летит в лесную обитель. Поближе к людям жмутся и зимние надворные постояльцы — синицы. В холода не любят они скрытную жизнь, сады и бульвары зовут их из глухомани сытным угощеньем. Зато рябчик не собирается покидать лесные угодья, ему и там хорошо. Перья подбиты теплым пухом, на пальцах отросла роговая бахрома. Без нее разве удержаться на обледенелых ветках!

Барсук обновляет серую шубу. Мех подбит густым подшерстком, в таком наряде ни один мороз не проймет. До холодов расширит подземные покои — норы, в ухоронки напрячет запасы яств. Занят заготовкой зимнего пропитания и седой бобр: срезает ивняк да осины, сплавляет поближе к жилью. А заодно и утепляет норы, и прочность плотины проверяет — так ли уровень воды держится, и ремонтирует хатки. Во всем видна повадка смышленого зверя.

Быстро отрастает озимь, коричневое поле зазеленело изумрудом, посвежело. Когда седые инеи прибьют травы, на лугах еще попадаются запоздалые цветы: то сиротинкой выглянет ромашка с обношенным венчиком лепестков, то упрямо выставится белая яснотка. Возле речек вторично зацвели гравилат и ползучая живучка. А на клумбах красуются цветы-хладолюбы. Вот трогательные кирпично-оранжевые ноготки и белые как снег хризантемы. Попадается и сиреневый безвременник. Все лето был незаметен, а глядя на зиму засиял. Листьев нет, одни цветы!

Рис. И. Кошкарева Фото П. Щеголева

IHIIIUIIIIIIIIIIIIIIIinilll