Юный Натуралист 1972-11, страница 24

Юный Натуралист 1972-11, страница 24

22

врема

ВНИМАНИЕ,

аистам

СКАТЫ!

Океан дает приют множеству удивительных созданий. Поистине фантастическое зрелище представляют скаты. В сумерках, неторопливо шевеля распростертыми крыльями, словно огромные птицы, бесшумно скользят они в толще воды.

Эти медлительные, неповоротливые рыбы ведут донный образ жизни. Все в их облике подчинено необходимости жить на дне. И в первую очередь, плоское тело. Вообще-то плоские рыбы совсем не диковинка. Только обычно их тело, как у леща, сжато с боков. Скат же сплюснут совсем по-другому. Такое впечатление, будто кто-то большой и очень тяжелый наступил на рыбу сверху, превратив ее тело в большой блин.

Хвост у скатов длинный, часто змееобразный. А вот решить, где начинается голова, трудно. Разве что глаза говорят о ее наличии, у глубоководных скатов они очень большие и выразительные.

У одних скатов кожа покрыта слоем слизи. Так легче скользить в воде и легче вырываться от врага, если он схватит. У других она покрыта чешуйками-шипами, острия которых направлены назад. Она предохраняет скатов от случайных ранений и от более сильных хищников.

Как ни странно, рот у скатов находится на брюшной стороне, а не на конце рыла, как у многих животных. Рот полон зубов, больших и плоских, у тех скатов, которые питаются моллюсками и вынуждены раздавливать раковины, или множеством мелких острых зубов, хозяева которых питаются рыбой.

Кроме обычных атрибутов головы, у ска

тов позади глаз находятся еще два крупных отверстия — брызгальца. Их нередко путают с глазами, так как края брызгаль-цев постоянно движутся, будто моргают. Через них в жаберные полости засасывается вода, несущая кислород. Набирать воду ртом, как делают все прочие рыбы, скаты не могут. Если бы, лежа на дне, они вздумали это сделать, то вместе с водой в жабры попадали бы песок, ил и прочий мусор, засоряя и раня нежные жаберные лепестки.

Черно-зеленоватая и коричнево-серая кожа скатов хорошо сливается с окраской дна. Многие скаты, кроме того, могут менять свой цвет. В их коже есть необычные клетки — хроматофоры, внутри которых содержится красящее вещество — пигмент. Если он собран в центр клетки в маленькую, невидимую глазом песчинку, тело ската бледнеет, а если равномерно распределяется по отросткам, окрашивая их в соответствующий цвет, — скат меняет окраску. Применяют они и еще одну хитрость. Ложась на дно, скат взмучивает воду. Песчинки и мусор, поднятые со дна, оседают на его кожу и делают ската совершенно невидимым.

Как и у всех донных рыб, у скатов нет плавательного пузыря, и они не могут висеть в толще воды. Скаты спокойно лежат на дне, так как тяжелее воды. А чтобы их не унесло течением, они, как резиновые присоски к стеклу, прикрепляются ко дну своими эластичными плавниками. Чем больше животное, тем труднее его оторвать от грунта. Молоденьким скатам живется тяжелее. Им приходится избегать мест с подводным течением, держаться на глубине, соблюдать