Юный Натуралист 1972-11, страница 42

Юный Натуралист 1972-11, страница 42

екая. Основная ее часть — вертикальный диск из материала, не проводящего электрический ток. А на диске — металлические кнопки. Электрический генератор «заряжает» эти кнопки, и семена к нему «приклеиваются». Точь-в-точь как клочки бумаги пристают к расческе, если ее наэлектризовать. И там и здесь работают силы электрического поля.

Каждая кнопка «приклеивает» к себе только одно зернышко. Больше на ней просто не уместится. Диск вращается, зерна постепенно из бункера уходят к земле. Возле земли силы электростатического притяжения слабеют, и зерно попадает в борозду. Вращающийся диск вдавливает его в землю. Это самая аккуратная сеялка. Она опускает в землю одно зернышко за другим через строго определенный промежуток. К тому же она способна без переналадки сеять любые семена. Электричеству все равно, что притягивать — семена пшеницы или кукурузы, огурцов или сахарной свеклы.

Во Всероссийском научно-исследователь-ском институте механизации и электрификации сельского хозяйства предложили вместо комбайна приспособить... ленту.

Да, ленту. Из капрона. Или из прорезиненной ткани. Из полиэтилена. Перед началом уборки конец ленты закрепляют на краю поля. А весь моток ленты навешивают на жатку. Жатка трогается в путь, делает свое дело — срезает пшеницу или рис. Одновременно разматывает и укладывает на землю ленту — полотнище. Срезанные растения ложатся на приготовленное таким образом ложе.

Через несколько дней, когда растения достаточно просохнут, на край поля привозят молотилку. Стационарную. Мощную. Высокопроизводительную. На молотилке укреплен круглый барабан, к нему и присоединяют конец ленты. Включают двигатель. Вращается барабан, наматывая на себя ленту. Поток пшеницы или риса с лентой непрерывно плывет в молотилку.

Что сулит нам это изобретение? Не нужны дорогие сложные и мощные комбайны. Со всеми работами справится один трактор. Он повезет по полю жатку, он приведет в движение молотилку. Мы лучше сохраним почву — ведь тяжелый комбайн сильно ее «утаптывает», что для почвы весьма вредно. Да и молотилка работает успешнее, без брака, когда стоит на одном месте, а не трясется по полю на выбоинах и холмиках.

Опыты и точные расчеты свидетельствуют: лента вместо комбайна — предложение заманчивое и выгодное.

В. ШЕШНЕВ Рис. Е. Скрынникова

1

Ж

I

В

S

i

т

ш

i

в

в

I

I

I

1

1

1

ш

й

К^кг

KiSpA С/

Когда оиунь бродит

Прямо перед нами на обрывистом берегу молодые березки росли вперемежку щ с ровесницами елями. Чуть правее лесок понижался, потом взбирался на обрыв. Между бело-зе-леными взгорками вдаль уходил распадок, по которому летом тек ручей. Место казалось хорошим — рыба, наверное, привыкла, что ручей приносит сюда корм. Мы с Антоном Антоновичем заработали пешнями, и во все стороны полетели льдинки, переливающиеся маленькими радугами. Через час около лунок лежало по десятку окуней.

— Пойду дальше, — сказал приятель.

— Напрасно, — отозвался я. — Окунь сейчас бродит. Надо сидеть и ждать, когда подойдет стайка.

Но он махнул рукой, вскинул ящик на плечо и зашагал к видневшемуся невдалеке заливу.

Через час я посмотрел на добычу. Маловато. Тоже захотелось было сменить место, но увидел чью-то припорошенную снегом

лунку. По ее краю намерз высокий валик изо льда. И я решил остаться.

Когда Антон Антонович вернулся, я снимал с мормышки тринадцатого окуня. У него же улов увеличился только на четыре рыбки.

— Пробивал лунки в разных местах, а толку нет, — сказал он. — Время только потерял. Видно, ты был прав — окунь бродит. Только вот не пойму, как ты об этом догадался.

Я уложил окуней в ряд и сказал: