Юный Натуралист 1973-02, страница 29

Юный Натуралист 1973-02, страница 29

34

в гущу лесов. Сержант стал угрожать, и они признались, что знают, куда спрятались жители деревни.

Вернувшись на остров, они пошли по едва заметной тропке к ручью, где не было ни лодок, ни пристани. Берег в этом месте нависал над водой. Сверху вода просматривалась неплохо: ручей в отличие от большинства других здешних протоков, имеющих густую мутную красно-коричне-вую окраску, был прозрачным. Вершины склоненных деревьев почти касались друг друга. Провожатые сказали сержанту, чтобы он лег над обрывом и посмотрел вниз.

А увидел он вот что: все население деревни — мужчины, женщины, дети — сидели на дне реки, недвижно прислонившись спиной к крутому берегу, и казались спящими. Собаки и домашние обезьяны лежали рядом в лукошках.

Сержант, применив немного дипломатии, уговорил своих пленников следовать за ним в деревню. Там их снова связали и оставили под надзором двух посыльных из суда, которые сопровождали «экспедицию». А сержант повел кадета на берег ручья.

Увидев деревенских жителей под водой на глубине примерно 2,5 метра, кадет приказал сержанту спуститься и разбудить их. Сержант безуспешно пытался растрясти сидящих под водой людей. Никто из них не «проснулся». Все они оказались прикрученными «таи-таи» (лианами) к корням деревьев, выступающим по склонам берега.

Тут молодой человек, очевидно, потерял голову: он бросился к своей байдарке и, оставив сержанта «старшим», помчался в Калабар. Проявления трусости 1в этом видеть отнюдь не следует. Просто он стремился любой ценой срочно доложить начальству о происшедшем. Возможно, он хотел, чтобы еще один белый подтвердил его донесение.

По-видимому, доклад не был принят отрицательно. В бумагах зафиксировано, что кадет вернулся в лес в сопровождении помощника начальника округа и других должностных лиц. Но ко времени прибытия новой группы свидетелей сержант уже выгнал всех людей на работу и собрал с жителей налоги. Или кадет второпях не приказал сержанту подержать местных жителей под водой до своего возвращения, или же тот такой приказ нарушил. С другой стороны, по сигналу своих собратьев, задержанных полицейским на берегу, люди могли вылезти наверх, когда белый удалился.

...Есть у меня друг — Джеффри Горер, видный социолог и вообще интереснейший человек. Вот что он мне поведал.

Как-то он поехал в Сенегал вместе с од

ним тамошним уроженцем. По прибытии на место спутник сказал, что ему хотелось бы показать Джеффри один народный обычай. Они взяли лодку и вышли в море.

Множество лодчонок покачивалось на волнах. Рыбаки вытаскивали одну за другой корзины с устрицами, крабами и другими обитателями дна. А по дну... бродили местные жители, собирая устриц, совсем как в наших краях собирают землянику, и спокойно укладывали добычу в спущенные сверху на веревке корзины. Единственное отличие — к лодыжке у них был привязан камень, удерживающий сборщика на глубине. Рыбаки сказали, что каждый ныряльщик бывает под водой до получаса.

Выслушав Джеффри, я обрушил на его голову бездну вопросов. Среди них главным был такой: каким образом сборщики устриц ухитрялись столько времени не подниматься на поверхность?

— Они принимали что-то, какое-то средство, — ответил он.

Лично я к таким объяснениям отношусь с подозрением, особенно когда «лекарством» стараются объяснить чуть ли не псе на свете. И все-таки следует признать, что в этом есть какой-то смысл, особенно если другого объяснения нет.

Итак, «гуляние под водой» могло быть результатом применения каких-то «лекарственных» средств, но все, с кем мне случилось обсуждать эту странную историю, особенно жители Западной Африки, казалось, склонялись к другой версии, к тому, что столь неточно именуют гипнозом. Такое предположение более подходит к первому из описываемых случаев, когда люди вели себя под водой пассивно. Впрочем, пришло время сказать несколько слов о том роде явлений, которые неспециалисты обычно сваливают в одну кучу и называют «гипнозом».

Факирский трюк — вылезать живехоньким из «могилы», куда его закапывают при стечении публики, — отнюдь не нов. Тому есть множество официально составленных свидетельств. У меня у самого хранится в архиве копия такого доклада пяти ведущих врачей британской колониальной службы. Перед публикой выступал мексиканец, по-видимому, индейского происхождения. После подробного медицинского осмотра он был закопан на 24 часа. На его «могилу» вывалили два грузовика глины. Все это происходило прямо на главной площади столицы Гондураса в присутствии чуть ли не всего населения.

Доктор Рекс Чевертон рассказал мне, что, по его мнению, состояние факира