Юный Натуралист 1973-04, страница 38

Юный Натуралист 1973-04, страница 38

ане

ОЧЕРЕДНОЕ ШЕСТОЕ ЧУВСТВО

Очень часто мир живого ставит в тупик ученых.

Если клетки сердечной ткани поместить в специальный питательный раствор, то они некоторое время будут жить — пульсировать. Изолированные друг от друга, клетки будут пульсировать с разными ритмами. Если же их приблизить, то через некоторое время они станут пульсировать в одном и том же ритме. Как клетки «узнали» о состоянии других клеток, если ничто их не соединяло?

А связь между организмами? Здесь загадок не меньше.

Тридцать-сорок муравьев поместили в специальные стаканчики и закопали неподалеку от муравейника. Через некоторое время товарищи каким-то образом узнали о случившемся и пришли к ним на помощь — начали их откапывать. На контрольные стаканчики, в которых не было муравьев, они не обратили внимания. Не обратили внимания они и на свинцовые стаканчики, хотя в них и были муравьи. Может быть, свинец задерживал муравьиный SOS?

Некоторые бабочки находят друг друга на расстоянии более десяти километров. Считается, что они ориентируются по запаху — самцы ощущают запах, выделяемый особой железкой самки. Однако, если бы вся железка состояла из пахучего вещества, то и тогда на расстоянии в 11 километров на один кубический метр воздуха приходилось бы меньше одной молекулы этого вещества. Очень трудно уловить такой запах!

И еще... Бабочку помещали в стеклянную банку. И она оказывалась изолированной от окружающей среды. Самцы улавливали ее присутствие. Однако, когда банка была изготовлена из особого стекла, не пропускающего инфракрасные лучи, самцы, даже те, которые находились поблизости, не замечали ее.

Муравьями овладевает беспокойство, если их гнездо покинула самка. Волноваться начинают даже те, кто находится в десятках метров от родного муравейника. Но стоит вернуть самку на место, все муравьи сразу же успокаиваются, как бы далеко они ни

43

находились от места происшествия. Как они узнали об этом?

Все эти загадки — да и не только эти!— трудно объяснить, если исходить из предположения, что между тканями одного организма нет никакой другой связи, кроме нервной, а между отдельными организмами существует лишь связь посредством языка звуков, языка запахов, языка поз и прикосновений.

Но что думают по этому поводу ученые?

Давным-давно установлено, что живая ткань проводит электричество и реагирует на него. Сейчас известно: она и вырабатывает * электричество. Электрические токи, рожденные внутри организма, называют биотоками. Люди уже научились улавливать их и по ним судить о состоянии сердца и мозга. Но чтобы определить эти токи, надо установить датчики так, чтобы они касались определенных точек тела. Улавливать биотоки на расстоянии мы еще не научились.

Но вот я узнал об опытах Сергея Пор-фирьевича Сарычева, который работает в Ленинградском научно-исследовательском институте физкультуры. Опыты эти поразили меня и своими результатами, и своей простотой, и тем, что их можно проводить с самыми различными объектами.

На столе стоит небольшое вогнутое зеркало — такие зеркала можно увидеть в любом школьном физическом кабинете. Перед зеркалом в его фокусе подвешен маленький марлевый мешочек. На мешочек капает какая-то жидкость. Внутри него что-то пульсирует. К марлевому мешочку подведен датчик, соединенный рычажками с самописцем. Самописец вычерчивает кривую на бумажной ленте, которая перематывается с ролика на ролик. Ясно: прибор регистрирует пульсацию марлевого мешочка.

Примерно в метре от этого зеркала стоит другое, точно такое же. Своей отражающей поверхностью оно направлено к первому. Оба зеркала как бы любуются собственными отражениями. В фокусе второго зеркала тоже подвешен мешочек. И второй самописец регистрирует пульсацию мешочка на другом ролике бумаги. Обе системы ничем механически не связаны.

Известно: стоит поместить в фокус вогнутого зеркала свечу или какой-нибудь другой источник излучения, как зеркало пошлет их в пространство параллельным пучком.

Сергей Порфирьевич с готовностью объяснил мне сущность своих опытов.

В фокусах обоих зеркал в марлевых мешочках заключены два живых лягушачьих сердца. Сердце лягушки необычайно живуче. Если его смачивать специальным физиологическим раствором, то оно способно прожить вне организма больше суток. Установка задумана с целью выяснить: не из

лучают ли обнаженные сердца лягушек какие-либо волны? Нет ли беспроволочной связи между ними?

Было проведено не менее четырех сотен опытов, и все они показали примерно одинаковые результаты: вначале сердца бьются вразнобой. Но проходит время — и они начинают биться в одном ритме. Это легко обнаружить, если сравнить кривые.

И еще... Стоит остановиться одному сердцу — останавливается и другое. Если участить ритм первого сердца каким-нибудь химическим веществом, то меняется ритм второго, словно и на него подействовали тем же веществом.

Умирающее сердце возвращается к жизни, если в фокус второго зеркала поместить еще бодрое сердце другой лягушки. Надо только, чтобы сердца некоторое время поработали синхронно, так сказать, привыкли друг к другу.

Само собой разумеется, не зеркала создают эту связь. Они только улавливают ка-кие-то излучения сердец, собирают их в пучок, посылают в определенном направлении и этим как бы усиливают их.

Но какие излучения улавливают и посылают зеркала?

На этот вопрос опыты Сарычева не дают ответа. Можно только предполагать, что это электромагнитные волны вполне определенного диапазона. Какого именно? Пока неясно.

Более того, многие исследователи склонны видеть здесь действие чисто механических сил — резонанса. Известно, например, что маятник способен заставить качаться другой в унисон с ним, даже если между ними нет никакого посредника, кроме воздуха.

Другие исследователи говорят: «А тут нет ничего удивительного! Вспомните опыты Гурвича!»

Еще несколько десятков лет назад биолог Александр Гурвич доказал своими опытами, что живые клетки способны излучать слабый ультрафиолетовый свет и что это излучение воздействует на живое. Так, например, корешок лука, направленный острием на другой такой же корешок, вызывает в нем усиленное деление ^клеток. Излучения мозга головастика, сердца лягушки, человеческой крови способны воздействовать, скажем, на культуру дрожжей.

А вот совсем недавно новосибирские ученые В. П. Казначеев, Е. П. Щурин, Л. П. Михайлова сделали открытие, которое, возможно, поддерживает исследование Сарычева. Открытие это зарегистрировано Комитетом по делам изобретений и открытий. Суть его в том, что самостоятельные, изолированные биологические системы способны переговариваться друг с другом с помощью электромагнитных сигналов.