Юный Натуралист 1973-04, страница 39

Юный Натуралист 1973-04, страница 39

44

Новосибирцы выясняли роль свечения, которое присуще многим тканям. Они построили две изолированные друг от друга одинаковые камеры. Между ними вставили кварцевую пластинку. Это «окно», через которое ткани могут «следить» друг за другом. В камерах в одинаковых условиях выращивали одну и ту же живую ткань. В одну из них вводили какой-нибудь вирус или яд. Здесь клетки боролись за жизнь, заболевали и потом погибали. В другой камере клетки всего-навсего «болельщики», зрители. Ничто непосредственно не угрожало им.

Оказалось, заболевая и погибая, клетки первой камеры посылали свои сигналы бедствия — максимальные пики свечения. Клетки-соседи воспринимали эти сигналы, заболевали и тоже гибли. И — удивительное дело! — погибали той же смертью, что и клетки первой камеры. А это значит, что они не просто сообщали о своей гибели, но и описывали врага, и говорили о том, что можно ждать от него.

Исследователи заменяли кварцевые «окна» обычным стеклом И тогда эта связь

нарушалась — клетки не «переговаривались».

Известно, для ультрафиолетовых лучей кварц прозрачен, обычное стекло их не пропускает. Это и заставляет предполагать, что клетки общаются друг с другом посредством ультрафиолета.

Но значит ли это, что и сердца лягушек в опытах Сарычева, и муравьи, и бабочки, и другие существа для передачи информации прибегают к помощи ультрафиолетовых лучей? Отнюдь! Мир бесконечно многообразен, и природа любит создавать варианты.

Когда же нам станут известны каналы связи, по которым общаются между собой части одного организма и отдельные живые существа, то мы сможем вовремя узнать о состоянии организмов и, посылая сигналы, вызывать в них нужные изменения. А это значит, что мы будем своевременно знать о болезнях и лечить их, навязывая здоровые ритмы и состояния.

Пока же сделаны лишь первые шаги.

К. ИОСИФОВ

я я я я я я я я я я

Примула

За раннее цветение — некоторые примулы цветут даже под снегом — эти растения часто называют первоцветами. Ботаники насчитывают до 500 видов примул, тогда как любой другой представитель семейства первоцветных редко имеет больше десяти.

Расселились они почти по всему земному шару. В арктических областях вы встретите примулу сжатую, с мелкими лиловыми цветками, а в Антарктике — магелланскую с такими же мелкими, но белыми цветками. Обыкновенная, высокая и ушковатая примула, которую в народе называ

ют медвежье ухо, встречаются во многих европейских странах. Лекарственная растет и в Подмосковье. У нее желтые цветки, а лекарственной ее называют за листья и корни, которые нашли применение в медицине.

Но больше всего этих растений в Восточной Азии, особенно в Китае и Японии. Оттуда пришли к нам и садовые примулы с яркими и крупными цветками. Когда их стали впервые привозить в Европу, а это случилось в XVII веке, сразу же нашлось много страстных любителей этих растений. Примулы начали выращивать наряду с розами, лилиями, тюльпанами. Стали даже создавать са

ды из одних примул, которые так и назывались — примулярии. В результате многочисленных скрещиваний и отбора возникло громадное количество сортов с еще более поразительными цветками. Уже в те времена селекционерами были выработаны требования, которые предъявлялись к новым сортам примул: цветочная стрелка должна быть сильной, но не слишком высокой, а цветочный зонтик нести как можно больше цветков, крупных и обязательно с ярким пятном в центре. Все эти примулы отличались зимостойкостью. Их выращивали, да и сейчас выращивают в открытом грунте.