Юный Натуралист 1973-09, страница 32

Юный Натуралист 1973-09, страница 32

38

коричневые семечки. У каждого маленькое крылышко, оно может служить и парусом. Подует ветер, и помчится по жесткому насту крошечный буер в погоне за жизненным пространством.

Немногим посчастливится пустить корешки, справиться с недружелюбными соседями, которые будут всячески стараться отобрать влагу, закрыть свет, заглушить. Некоторые, например репейник, цепляются за проходящих мимо животных и людей и таким образом отправляют своих детей на новые места. Те растения, у которых съедобны плоды, приспособили для себя разносчиками зверей и птиц. Проглотит дрозд или зарянка ягоду бузины. Семечки побудут немного в птичьем желудке, не потеряв всхожести, вместе с пометом упадут на землю в том месте, где птицы заночевали.

Семена дуба и кедра прячут на черный день в укромных уголках белки, кедровки и сойки. И нередко забывают о своих кладовках или не полностью их используют. И тогда семена прорастают. Приглядитесь, когда ходите по лесу, наверное, заметите одинокий дубок. Откуда он взялся, ведь желуди тяжелые, ветер их не может разнести?

Семена черной ольхи обладают плавучестью. Высыпаются из шишечек они в конце зимы и вместе с ручьями уплывают на новые места.

Смотришь и удивляешься: до чего же все ловко и хитро устраиваются.

Вдоль дорожек нашего сада расцвели желтые одуванчики. Это было очень красиво: среди зеленой травы желтые цветы. Но одуванчик — вредный сорняк. Не успеешь оглянуться, как вместо цветов появятся белые воздушные шарики семян, подует ветер и засорит весь сад. И мы скосили одуванчики. На другой день я пришел с граблями, чтобы убрать сорняки в компостную кучу. Но вместо желтых цветков виднелись белые шарики, тронь — и разлетятся. И умирая, одуванчики успели передать потомству свои последние силы.

— В почтовой сумке множество сообщений от строителей птичьих домиков. Птицы давно справили новоселье, вырастили птенцов.

— Я полагаю, Почемучки, необходимо поблагодарить всех строителей Пти-цеграда, подарив им любопытный рассказ, ибо я считаю, нет лучшей награды для Почемучек, как узнать еще одну удивительную историю из жизни птиц. А история действительно интересная. Рассказывает Володя Ракитский.

Янтарчии

Это было в июле. В лесу на небольшом кустике я увидел иволгу. Она сидела и жалобно попискивала. Подойти поближе, рассмотреть эту красивую птицу не удалось. Она спрыгнула в траву и спряталась.

Я понял, летать она не может. Когда я ее поймал, она подняла невероятный крик. У нее было ранено крыло. Я решил взять иволгу домой, чтобы эта полезная птица не стала легкой добычей лесных хищников. Больше двух месяцев прожила она у меня в неволе. Я назвал птицу Янтарчиком.

Я думал, что и дома она будет пугливая, но все оказалось не так. Янтар-чик, наверное, был очень голоден, вел себя на удивление спокойно. Брал из рук пищу. Мне очень понравилось, как он ел твердокрылых жуков: держал в клюве и ударял поочередно слева направо, а потом справа налево по вет-кё, на которой сидел. И лишь после этого проглатывал, причем всегда с головы.

В первую очередь меня волновала, конечно, проблема питания. Я прочитал, что иволги в конце лета охотно едят плоды и ягоды, особенно любят шелковицу. Я знал, что это насекомоядная птица, поэтому стал предлагать ей разный корм. Янтарчик охотно ел ночных бабочек, мотыльков, кузнечиков, жуков и мух. Из насекомых любимым его блюдом были стрекозы и кузнечики. Но он охотно ел и мелкие кусочки вареных яиц, моркови и картофеля. Из

39

фруктов и ягод больше всего любил шелковицу. За один раз съедал до 10 крупных ягод. Охотно ел вишни, ягоды бузины, крыжовника, мелкие кусочки яблок, груш, слив, арбузов и дынь.

Однажды вместо воды я дал ему кефира. Он выпил его весь и с тех пор постоянно пил кефир. Как только я приближался с кефиром, Янтарчик тут же бросался к кормушке. Он охотно ел и другие молочные продукты, очень любил манную кашу на молоке.

Периодически в клетку к Янтарчику я ставил крупный песок, он выбирал камешки и проглатывал. Аппетит у него был хороший.

Воду Янтарчик пил ежедневно, иногда в жаркую погоду купался, а потом целый час наводил туалет: чистил крылышки, перья, распушивал их.

Когда крыло начало заживать, Янтарчик стал понемногу летать по комнате, но всегда возвращался в свой уголок, где я поставил ему ветку. Спал он на этой же ветке. При этом клюв прятал под крыло, очень распушивал перья, превращаясь в пушистый клубочек, спал он, стоя на одной ноге, и время от времени менял ногу.

В сентябре стало прохладнее. Янтарчик начал себя вести очень беспокойно. Даже ночью слетал с ветки, пытаясь куда-то лететь. Я думаю, это беспокойство было вызвано инстинктом отлета иволг в теплые края. И Янтарчик улетел: балконная дверь была чуточку приоткрыта. Мне, конечно, было жаль с ним расставаться, но я рад, что подлечил его и он опять будет летать, приносить пользу.

— Взглянув на эту фотографию, представленную на нашей фотовыставке «Удивительное рядом», пожалуй, никто не удивится. Даже Почемучки. Однако, уверяю вас, событие, запечатленное на фотографии, редчайшее. Почему? Слушайте рассказ Юрия Дмитриевича Ковальчука.

Чирон-свистунон

В начале июня в Московском зоопарке мне удалось запечатлеть довольно редкое явление. Дикая утка чирок-свистунок в неволе на открытом месте снесла яйцо. По словам научных сотрудников зоопарка, это явление довольно редкое, так как эта утка почти не откладывает яиц в неволе.

Правда, в зоопарке за последнее вре

мя такое случается не впервой: человек хорошо ухаживает за утками и создал для них условия, близкие к природным.

Чирок-свистунок — птица перелетная. Живет оседло только на Британских островах, в Исландии и Японии. Для гнездования свистунки выбирают места неприметные, где можно спрятать гнездо, например под кустом или в траве.

Селятся они обычно вблизи воды. Яйца чирки начинают откладывать вскоре после прилета. Они белые, слегка желтоватые.

— Узнал об этом с величайшей радостью. И еще раз убедился в том, что заботливое отношение к животным творит чудеса.

— А вот наблюдение Киры Савельевой из города Риги.

Случай с сороками

В саду около своего дома я устроила кормушки. Птицы там могут хорошо позавтракать, их никто не трогает и никто им не мешает. А для синичек развесила на деревьях кусочки сала.