Юный Натуралист 1974-03, страница 17

Юный Натуралист 1974-03, страница 17

17

Работяга

Одно время я долго работал на севере — в Ленинградской области. Моему сыну-первокласснику с первого раза так понравились леса, что каждое воскресенье звал он меня: пойдем да пойдем в лес. Погода, не погода, а приходилось брать посошок и уходить из дому.

Только наши шаги да глуховатый стук дятла наполняли притихший лес.

— Это дятел? — шепотом спросил сын.

Я кивнул головой.

— Давай посмотрим!

Немного походив от дерева к дереву, мы наконец нашли его на одиноко стоящей усохшей березе.

Это был необыкновенно большой, черный, энергичный и занятой дятел. На наше появление он не обратил ни малейшего внимания. Своим длинным клювом он так самозабвенно долбил кору, что от березы только куски летели.

Мы осторожно подкрались поближе к лесному труженику. Почти не дышали. А малиновоголовый красавец прицепился к стволу когтистыми лапами, снизу в ствол уперся хвостом и ну долбить кору клювом. Да так с маху — трах-трах! — и отковырнет. Потом перескочит на другую сторону и оттуда подденет сухую бересту, да так стружкой, стружкой и гонит ее вокруг ствола. Опять перескочит на старое место и отрубит стружку — трах-трах!

Береза от макушки до основания уже покрыта охряными пятнами сковырнутой коры. Лакомое дерево отыскал себе длинноносый! Надолго хватит.

Мы приблизились еще на несколько шагов. Каждое перышко видно стало. Но тут дятел повернул в нашу сторону голову, недовольно посмотрел, легко оттолкнулся от ствола и с сердитым криком упорхнул в чащу. По голосу его было понятно, что он сказал: «Только работать мешаете, бездельники!»

Пионеры весны

Это только астрономически весна везде начинается в одно и то же время, что в Мурманске, что в Сухуми. На самом же деле в каждой стороне, в каждом городе она имеет свой срок, свою особенность и свой ни с чем не сравнимый аромат.

Весна в Феодосии как по календарю — в марте. И не потому, что вокруг становится тепло и цветасто. Совсем наоборот. Крымский март — месяц неустойчивый, месяц злых ветров, холодных дождей вперемежку с горячим солнцем, месяц клокочущего моря и белой снежной шапки на Карадаге. С гор к морю наперегонки несутся по мостовым мутные пузырящиеся потоки талой воды. Словом, в иные дни и не' верится, что когда-то придет настоящая весна. Именно в эти дни в уютных ложбинках гор, в садах у высоких заборов начинает зацветать миндаль.

Удивительное это цветение среди слякоти и ненастья выглядит трогательно и упрямо. Нездешнему человеку странно видеть нежные бледно-сиреневые цветы в капризные дни пронзительной приморской весны. Но выдастся погожий денек, чуть пригреет высокое солнце, каким пышным, веселым и гордым предстанет перед всеми непокорный миндаль.

А самое главное — неотвратимо поверишь — скоро крымское лето.

Ю. Калинин

Рис. И. Кошкарева Фото Р. Воронова и В. Гуменюка