Юный Натуралист 1974-07, страница 12

Юный Натуралист 1974-07, страница 12

11

танный клекот глухаря. Настойчиво стучал дятел, делая передышку на несколько секунд. Слышался свист различных птиц.

Обычный таежный уголок. С небольшой речкой. Я поднял камушек и бросил в Зырянку. Всплеск, круги — и снова ровная гладь воды. Зырянка ничем не знаменита. Куда более знаменит городок, по территории которого она течет. По количеству населения он намного больше некоторых городов, однако все равно и отныне и во веки веков будет именоваться Городком. Легкие, изящные здания. Они не давят своей монументальностью, а притягивают взор, заставляют любоваться прекрасной архитектурой, необыкновенной светлостью, что ли. А вокруг кедры, сосны, пихты, ели, березы...

Это известный всему миру Академгородок под Новосибирском. Он раскинулся в тайге, прямо среди чащи. И этот таежный уголок — гордость сибирских ученых. Люди здесь берегут зелень, траву, деревья. Есть специальный Совет по охране природы, который возглавляет энтузиаст этого дела, доктор биологических наук Сергей Семенович Фолитарик. Это одержимый человек, знаток природы сибирского края. Ученые Академгородка работают над проблемами, как лучше сохранить таежные богатства, животный мир, трудятся над восстановлением ценных пород деревьев. Лесной массив Городка занимает площадь в девять тысяч гектаров. Это подлинный уголок тайги — здесь возвышаются громадные муравейники, скачут белки, токуют глухари, летают птицы. Для экзотики не хватает разве только бурых медведей. Но кто их знает, этих чудаков-ученых? Может быть, в скором будущем по таежным дебрям Академгородка будут бродить и косолапые.

Я разговаривал со многими научными сотрудниками. В основном все они молодые. Но их заботит будущее, жизнь последующих поколений. Поэтому все дружно радеют за сохранение оригинальной таежной природы. Старшая лаборантка лаборатории геоботаники Валя Дормакова изучает, например, сколько различных веществ в кедрах и соснах. Знания эти необходимы для того, чтобы предвидеть прирост деревьев, чтобы тайга стояла вечно. Молодую комсомолку и ее товарищей интересует и прирост трав в совхозе «Иски-тимский», ведь проблема восстановления природных угодий стоит сейчас с особой остротой. Таким образом, и ллолодые ученые борются за выполнение грандиозных планов, которые поставила партия перед нашим сельским хозяйством. Движется наука — и народное хозяйство шагает вперед, такова диалектика нашей жизни.

Геоботаники занимаются не только вос

становлением сельскохозяйственных угодий, но и другими важными проблемами.

Марьин корень, очень ценное лекарственное растение, стал редким в Новосибирской области. Но геоботаники Академгородка сумели восстановить его на лугах Сибири, и сибирские школьники сдают марьин корень в местные аптеки десятками килограммов.

Работают молодые ученые и над выяснением химического состава других лекарственных трав, особенно таких, которые излечивают сердечно-сосудистые заболевания, выращивают семена газонных трав для озеленения территории Академгородка. В общем, заняты научными и практическими делами. Иначе и быть не может.

А ветерок уже разыгрался, и деревья расшумелись надо мною, качают своими острыми вершинами, поскрипывают, гнутся — устойчивы и крепки сибирские кедры, пихты, сосны и ели! Попрятались белки, смолкли птицы, чуя непогоду. Впрочем, я не так выразился. В Сибири, когда хотят сказать о ветре и дожде, говорят — «погода». И Зырянка, кажется, побежала быстрее, зажурчала звонче, затараторила говорливее... И я, слушая ее торопливую речь, продолжаю вспоминать свои встречи.

Беседовал я с работниками лесозащитной опытной станции: кандидатами сельскохозяйственных наук Геннадием Николаевичем Субочем и Виктором Степановичем Бакулиным. Много интересного поведали они мне. Коллектив ЛОСа не только охраняет и бережет сибирский уголок тайги, но и решает проблему укрепления лесных культур, ищет новые породы деревьев, которые хорошо смогут прижиться в сибирской тайге. Для всех этих научных исследований при Ботаническом саде имеется специальный питомник, где заложен уже не один опыт.

Здесь же зоологи решают биотехнические задачи — разводят на территории Городка птиц, зверей, муравьев. С птицами проще: вокруг их вполне хватает, а вот муравьи почему-то невзлюбили здешний лес. Это тоже тревожит молодых ученых.

На небе появились тучи, усилился ветер. Мне почему-то припомнилась надпись на громадном щите при въезде в Академгородок: «Могущество России будет прирастать Сибирью». Сбываются ныне эти ломоносовские слова!

Я поднялся с поваленного дерева и направился сквозь густые заросли к высоким домам. Вслед мне прощально журчала Зырянка, маленькая, но знаменитая река.

К. Саранчин Рис. И. Филиппова

2*