Юный Натуралист 1974-10, страница 12

Юный Натуралист 1974-10, страница 12

10

чему дяде Коле попало, оставалось для меня непонятным.

Ольга тут же удивилась моей недогадливости.

— Как же! — всплеснула она руками. — Посмотрите, дядя Коля тихо пошел. Ему когда попадет, он всегда так ходит.

Что делается в центральной усадьбе (как здесь все называли Любоми-рово) и в соседних деревнях, которые недалеко, Оля тоже знала. И это не было праздным любопытством. Совхоз был для девочки ее большим домом, в котором случались радостные и грустные события. Она радовалась, когда видела новые, пушистые, только что сметанные стога сена, или огорчалась, когда ломалась совхозная машина, а ведь сегодня на ней больше всего отвезли травы к силосной яме. А плескаясь в теплой спокойной воде речки Углы, Оля обсуждала со своими однолетками обычные ребячьи дела: много ли земляники на вырубке и стоит ли мальчишкам идти за грибами.

Как-то утром мы встретили на улице ее знакомого мальчишку, и Ольга сообщила, что он с братом «очень, очень давно» помогает своей матери в телятнике. Может быть, я бы и не обратила на это внимания, но Ольга добавила, что об этих мальчишках знают все, а некоторые им даже завидуют.

Деревня Стракино похожа на другие. Под невысокой горой мелкий ручеек, спокойно огибающий большие гладкие и теплые валуны. По весне он превращается в реку и поет буйную песню, а летом его не слышно. В деревне пусто: маленькие на реке или собирают ягоды, старшие помогают в совхозе.

Ребят, о которых рассказывала Оля, я успела застать дома — они недавно вернулись из телятника. Но Юра тут же ушел: черная грозовая туча уже закрыла полнеба, нужно было сгребать сено.

Витя перешел в четвертый класс, Юра старше на два года, но их деловому виду мог позавидовать кто и постарше. И о работе Витя рассказывал кратко, деловито. Телят у них 50. В телятник их перевели, когда им было по двадцать дней. Они с братом помогают раздавать телятам корм, дают им пить. Сначала телят поят молоком, и тогда они часто втроем: мама, Анна Антоновна, брат и он — задерживались в телятнике. Чтобы глупыши не лизали стены, они не убирали пустые ведра, а давали телятам полизать их. Потом, когда телята подросли, мама стала косить подкормку, Витя сгребал, а Юра возил сено на лошади к телятнику. Вот и все их дела. Но это дела одного дня, а сколько таких дней жарким летом? Загар у Вити темный, волосы выгорели на солнце.

Мы выходим за околицу и идем по пыльной дороге к телятнику. За спиной у нас темная туча, стрелы молний, глухие раскаты грома. Витя уверяет: до дождя успеем.

Четвертый год он помогает маме. Отец, Василий Степанович, тоже работает в совхозе. Трудятся здесь и два старших брата — Миша и Сережа. Детей у Анны Антоновны десять, самый маленький готовится в первый класс и в помощники, тоже будет ходить в телятник. Раньше маме помогали девочки, Тамара и Галя. Теперь выросли. Галя учится на фельдшера. Будет работать на овцекомплексе. Работает там в основном молодежь. Заведующему, Сереже Иванову, всего лишь 21 год.

— Мы в телятник и зимой ходим, придем из школы, сделаем уроки — и туда, — продолжает Витя разговор, начатый дома.

— А вы знаете, они все, все понимают! — оживляется Витя. — У нас есть двойняшки: Мишка и Буйный. Так вот, Мишка со мной больше дружит, чем Буйный.

Мы подошли к телятнику. Хит