Юный Натуралист 1974-10, страница 36

Юный Натуралист 1974-10, страница 36

37

связанные, — например, птицы не из хищных, мелкие грызуны, — тоже вдруг чрезмерно размножаются. Где-то во вселенной произошло какое-то событие. Отзвук его, таинственное излучение достигло небольшого участка нашей планеты и умножило в какой-то мере жизненную энергию. На климат и растительность это, очевидно, не повлияло, но некоторые виды птиц и зверей чрезмерно расплодились.

Надеюсь, мне удалось раскрыть с помощью своего маленького актера известную в наши дни истину: лемминги не могут вынести тревожного и напряженного состояния, вызванного резкой переменой в деятельности желез внутренней секреции, что заставляет их рваться в дальние края. Этот зов у них намного сильнее, чем у других путешественников. Они буквально перенапряжены и, лишь погрузившись в воду, обретают некоторое равновесие, но передышка эта неполная и мимолетная.

Я показал путь леммингов на запад. Избрав это направление, они уже не отклонялись от него и шли по прямой линии вопреки всем опасностям и препятствиям. Лемминги из других мест следовали в ином направлении, но, каков бы ни был их путь, он неизменно приводил к морю, где должно было закончиться странствие.

Все или не все лемминги погибают в конце пути? Возможно, все. Скандинавский натуралист Хэгстрем наблюдал однажды, как некоторые из них отправились в обратное путешествие. Однако факт этот спорный. По всей вероятности, те немногие лемминги, которым, как и нашему рассказчику, удалось добраться до острова или скалы, так там и погибают. Сохранение вида обеспечивают несколько семей, не пожелавших никуда уходить. Почему же зов пощадил их? Ответить на это мы можем пока только словами о выживании вида, но, вероятно, есть и другие причины.

Ученые задавались вопросом об источнике, о причинах неистовства энергии, переизбытка жизни в отдельные годы, когда в местах обитания леммингов множатся и сами эти грызуны, и их враги, и некоторые другие животные. Доктор П. Лоран усматривает здесь «планетарные», даже космические причины, связанные с такими крупными периодическими явлениями, как извержение вулканов, колебания средней температуры Земли, солнечные пятна.

Ж. Блои 1

Перевела с французского Л. Деревянкина

1 Книга Ж. Блона «Великие кочевья», откуда взята эта глава, готовится к печати в издательстве «Мысль».

СОЗДАТЕЛЬ ЗОЛОТЫХ КОРОБОЧЕК

(Окончание. Начало см. на стр. 2)

Сегодня ученых уже не устраивает то, чему радовались вчера. Поэтому работа над совершенствованием сортов «Ташкент» не останавливается. Хотелось бы повысить качество волокна, здесь у природы есть определенный резерв. Уже получены линии хлопчатника с типом волокна улучшенного качества. Речь прежде всего идет о новом сорте «Ташкент-4», переданном на государственные испытания.

Садык Мирахмедович подходит к шкафу, снимает с него засушенный куст хлопчатника с огромными раскрывшимися коробочками и протягивает его мне.

Автор «Ташкента-4» рассказывает мне о родословной нового сорта и его достоинствах. Свое происхождение этот сорт ведет от тех же родителей, что и его старшие братья. Однако младший брат семейства «Ташкентов» отличается умеренным ростом и компактным кустом сжатой формы, а это удобно для машинного сбора урожая и, кроме того, что тоже очень важно, у него более крупные коробочки — в каждой из них по восемь граммов хлоп-ка-сырца! Выход волокна из таких богатырских коробочек достигает 39—40 процентов. Это на 3—4 процента превосходит такой же показатель старших «Ташкентов». А что значит в масштабах нашей страны повысить выход волокна на один процент? Это 40—50 тысяч тонн хлопкового волокна дополнительно, или 400— 500 миллионов метров ткани.

«Ташкент-4» порадует текстильщиков и длиной волокна, она в среднем составляет 35—36 миллиметров. Потребность в таком волокне очень большая. До недавнего времени такое волокно получали с сортов 133-Ф и 149-Ф. Однако посевы хлопчатника этих сортов сократились из-за того, что они поражаются вилтом. Теперь им на смену идет младший брат «Ташкентов».

Порадует новый сорт и работников масложировой промышленности. «Ташкент-4» отличается высоким содержанием масла.

И только в одном уступает «Ташкент-4» старшим братьям — в скороспелости.

Выведение «Ташкента-4» — крупное достижение, новый важный шаг отечественной селекционной науки. С. М. Мирахме-дов, пытливый исследователь природы, продолжает свои научные поиски.

А. Ершоа