Юный Натуралист 1974-12, страница 14

Юный Натуралист 1974-12, страница 14

14

и наматывают их на себя. Затем шпиндели начинают вращаться в обратную сторону, волокна с них разматываются, и сжатый воздух, словно в пылесосе, уносит их по трубам в бункер машины.

Нехитрая деталь этот шпиндель. А между тем он скрывает в себе крайне досадный недостаток. Зубчики шпинделя быстро засоряются, плотно забиваются пылью, растительным соком, листьями, сорняками. По пять-шесть раз за смену водитель машины останавливает ее, водой из шланга промывает шпиндели, скоблит их ножом. В ремонтных мастерских сотни тысяч шпин-

делей купают в ваннах со специальными растворами. В ход идет даже ультразвук. И получается, что хлопкоуборочная машина работает лишь половину рабочего времени. Половину простаивает. Кроме того, когда чистят шпиндели, его зубчики часто повреждают. Приходится в полевых условиях налаживать сложный ремонт. Но что делать? Во всем мире не удается изобрести ничего лучшего, чем вращающийся стержень с зубчиками.

И вдруг изобретение № 350427: предложен принципиально новый способ уборки «белого золота». Вместо вращающихся шпинделей работает электрическое поле. Это совместное изобретение ВНИИ электри

фикации сельского хозяйства и Среднеазиатского НИИ механизации и электрификации сельского хозяйства.

В основе изобретения знакомое вам простейшее физическое явление. Проведите расческой (только не металлической) по волосам, а потом поднесите ее к пушинкам и клочкам бумаги. Пушинки и бумажки немедленно подпрыгнут и прилипнут к расческе. Законы электростатики гласят, что разноименно заряженные тела взаимно притягиваются. Можно вычислить и силу притяжения. И вот ученые решили: пусть волокна хлопка будут извлекать из коробочек и собирать силы электрического притяжения.

Куст хлопка попадает в сферу действия коронирующих электродов. Если проще сказать, то это множество металлических проволочек, к которым подведено высокое напряжение. С конца каждой проволочки дует «электрический ветер» — поток электронов. Возникает электрическая корона. Вот в этом облаке электронов и оказываются белые пушистые комочки хлопка. Они заряжаются и тут же притягиваются другими электродами, покидают свое насиженное место — хлопковый куст.

Электрическое поле никогда не засоряется, не ломается, не рвет волокна, ему подвластны все сорта хлопка. Электрические силовые линии заменили металлический стержень с зубчиками. Вот это поистине принципиально новое, неожиданное решение вековечной проблемы уборки урожая хлопка.

Теперь перед нами хлебное поле. Комбайны убирают пшеницу, рожь, ячмень, рис. Воздадим должное кораблям полей — комбайнам. Впрочем, они не нуждаются в нашей похвале. Их заслуги перед земледельцами бесспорны и общеизвестны. Но самое совершенное сегодня завтра должно быть готово уступить место еще более совершенному.

Комбайн — это целый завод на колесах. Косит, обмолачивает, очищает зерно. Но хорошо ли гонять по полю завод? Сколько энергии уходит на передвижение тяжелой машины: весит комбайн от семи до десяти тонн. И для него вовсе не полезна тряская езда по неровной земле. Но поле асфальтом не покроешь, тут уж ничего не поделаешь — трясет. И для земли нездорово, когда трамбуют ее колеса тяжелой машины. К тому же далеко не всегда комбайн косит, обмолачивает, очищает. Очень часто он работает в два приема: скосит зерно, уложит в валки просыхать, потом вновь путешествует, валки подбирает, обмолачивает. В первом путешествии у комбайна не работают молотилки, он их зря на себе везет. Во втором