Юный Натуралист 1975-01, страница 39

Юный Натуралист 1975-01, страница 39

37

Да, ведь читатели-новички еще не знают о том, как он появился на страницах журнала. При самых невероятных обстоятельствах.

Однажды поздно вечером в библиотеке наступила полная тишина, на книжной полке зашуршали странички зачитанной книги, и... на пол ступил человек в треугольной шляпе, словно дверь, захлопнув за собой обложку книги. Он отправился путешествовать по книжным полкам. Очевидно, его внимание привлек журнал, на обложке которого он увидел диковинных зверей, птиц, рыб. Это так напоминало былые путешествия знаменитого фантазера, что он не удержался и заглянул в журнал.

Так бродил он, перебираясь со страницы на страницу, пока не добрался до Клуба Почемучек. «Невероятно!» — воскликнул выдумщик и фантазер, услышав про... Впрочем, он уже и сам забыл, какая именно история поразила его, ибо с тех пор, как Мюнхгаузен появился в журнале, прошло уже несколько лет.

Итак, читателя, вы на страничках Клуба Почемучек, заседание которого ведет Мюнхгаузен. Но сегодня вы с ним не встретитесь. Дело в том, что у Мюнхгаузена появилось много помощников: доктор Айболит, Паганель, Почемучка, Василиса Премудрая, старик Хоттабыч, капитан Врунгель...

Они задумали устроить состязание. Каждый месяц один из них ведет заседание Клуба. Кто окажется победителем, решают члены Клуба (в своих письмах они назовут, какое заседание им больше понравится).

Сегодня ведет заседание старик Хоттабыч. Мудрый джинн готов начать.

— О юные из мудрейших, о Почемучки! Хитрый джинн Мюнхгаузен сказал, что наступила моя очередь удивлять вас и радовать. Готов выдернуть до единого волоска из своей волшебной бороды, чтобы накормить вас сладким снегом — мороженым, покатать на ков-ре-самолете, засыпать дневники веселыми пятерками, превратить...

— Не делайте этого, пожалуйста!

— Это ты, Почемучка? О великая радость! Но почему ты не хочешь, чтобы я показал чудо?

— Хочу, хочу! Но мороженым никого не удивишь, а незаслуженными пятерками не обрадуешь.

— Тогда приказывай, что сделать. Я слушаю и повинуюсь.

— Не могли бы вы, уважаемый Хоттабыч, сделать так, чтобы на любой вопрос Почемучки тут же получили ответ?

— Проще простого! Только хочу сказать: на любой вопрос отвечать не стану. На любопытный — пожалуйста. А теперь, трахти-бидохти, начинайте спрашивать.

— Сам я рыболов. Только скрывать не буду — не всегда прихожу домой с рыбой. Когда ловится, когда нет. А как-то дедушка посмеялся. «Ты бы, — говорит, — Володя, хоть у цапли поучился рыбу ловить». Скажи, Почемучка, как цапли ловят рыбу?

— Сказать по-честному, не знаю. Но в нашем Клубе всегда находятся люди, которые ответят на любой вопрос. И про цаплю расскажет Всеволод Дмитриевич Яхонтов.

Ловись, рыбка, большая и маленькая

Нашу крупную голенастую птицу — серую цаплю — все знают. Она хорошо вписана в болотно-луговые угодья, в наши пойменные леса. И как она подстерегает и ловит рыбу, тоже давно известно. Подолгу стоит на мелководье среди зарослей водяной растительности, застыв как изваяние с опущенным клювом. Не чуя опасности, рыба спокойно подплывает. Молниеносный удар клювом, как острогой, и добыча уже нанизана на острие. Потом рыба ловко подбрасывается в воздух, и вот цапля несет ее в гнездо, где ждут птенцы, или же глотает сама. Причем обязательно головой вперед. Процедура закончена.

Подкарауливание — самый распространенный прием охоты у цапель. Но это стандартная схема добывания пищи, так сказать, наследственная основа поведения, инстинкт, и иначе птица поступить, казалось бы, не может.

Но сейчас никто не станет утверждать, что многие птицы удивительно быстро способны реагировать на изменение условий жизни и использовать новые создавшиеся ситуации в своих целях.

Некоторые цапли, например, не тратят времени на длительное стояние в воде в ожидании рыбы, они перешли на активный лов. Не спеша вышагивают птицы по воде на облюбованном охотничьем участке и ногами вспугивают рыбу из-под кустов и травы. Свой трофей они берут с бою, но так же умело — молниеносным ударом клюва. Или же просто ловят лягушек и собирают всякую прочую болотно-луговую живность.

Но отдельные цапли придумали очень