Юный Натуралист 1975-01, страница 40

Юный Натуралист 1975-01, страница 40

38

оригинальный способ ловли. В одной колонии цапель на Амуре мне не раз приходилось наблюдать, как птицы ловят рыбу в ясный день, привлекая добычу под шатер из крыльев. Как и все, цапля неподвижно стоит на мелководье, клюв нацелен в воду. А слегка полураскрытые крылья, которые концами маховых перьев почти касаются воды, образуют навес, создавая тем самым неподвижную тень, холодок. Часть тела птицы также скрывается под навесом. Сюда, в это укромное местечко, и устремляется потревоженная ранее, ищущая убежища рыба.

Безусловно, такой, шатровый способ ловли рыбы надежнее и добычливее. Ведь движения головы и клюва в тени менее заметны, и рыбы в укромном месте скопляется больше. И надо полагать, цапля это все отлично понимает.

Произошло ли это случайно, а потом закрепилось в мозгу цапли, или же птица сама дошла до этого, наблюдая, как прячется рыба в тень под кустами? Причем характерно, что в первое лето я наблюдал близ колонии цапель только одну такую смышленую, заманивающую рыбу в холодок птицу. Заметив это, я в восторге наградил цаплю бурными аплодисментами. Но она не поняла меня и улетела.

На следующц^ год таких хитрых цапель оказалось уже целых четыре. По всей вероятности, птенцы унаследовали путем прямого подражания опыт, приобретенный и накопленный их родителями, и окончательно закрепили его.

Интересно, что покажет следующее поколение? Наблюдения продолжаются.

— Ух и здорово, Хоттабыч! Не успеешь спросить, а ответ уже готов.

— Ха, спрашивайте еще. Да полюбопытней вопросы придумывайте. Нуты, Коля.

— Гнезда вьют почти все птицы, а у меня было и такое: плавал я с аква

лангом у дна реки, гляжу — гнездо гочь-в-точь как у пеночки, с крышей. Заглянул я туда сбоку, а из гнездышка стремительно выплыла рыбка. Интересно, какая птица построила гнездышко на дне реки под водой и зачем?

— Гнездо под водой соорудила не птичка, а рыба из семейства колюшко-вых — трехиглая или девятииглая. В гнездах колюшки откладывают икру, и ее сторожит самец, пока не выведутся мальки.

— Что теперь скажешь, Почемучка?

— Спросим еще. Ответьте, мудрый джинн.

— Пожалуйста.

— Барон Мюнхгаузен говорит, что видел в самые сильные морозы в Москве стаи скворцов — перелетных птиц. Причем не менее полутысячи. Кормились птицы на свалке. Вы, Хоттабыч, не поверили и сказали, что Мюнхгаузен опять приврал. А как вы думаете, могут ли перелетные скворцы, грачи зимовать на местах вывода птенцов и не улетать зимой на юг? Каких птиц нз перелетных можно еще увидеть в наших северных краях?

— Дорогой друг Почемучка. Я ошибся. Барон Мюнхгаузен оказался прав. В Москве и Подмосковье стали оставаться зимовать скворцы, грачи и зяблики. Вызвано это тем, что в таком большом городе, как Москва, и зимой есть чем кормиться, на мясокомбинате, у продуктовых складов, у хлебных магазинов, а за городом — на свалках. Холода сытые птицы не боятся. Вот и появились в Москве новые оседлые птицы, которые в других местах считаются перелетными.

— Чудеса, Хоттабыч!

— Не устали, Почемучки? Что, все вопросы?