Юный Натуралист 1975-03, страница 8

Юный Натуралист 1975-03, страница 8

5

ОГНЕННЫЙ ЧЕРНОЗЕМ

Даже под снегом он жирен и темен — курский чернозем. Трактор, что везет нас к обелиску, тоже кажется черным. Отбрасывая перемешанные со снегом пласты, он ползет, будто танк, туда, где когда-то сходились грудь о грудь настоящие танки и горела черноземная земля.

Поныри! Для многих ветеранов земля эта испещрена гусеницами, словно оспой поражена воронками бомб и снарядов. Поныри! На Курско-Орповской дуге 43-го года вряд ли найдешь, кроме Прохоров-ки, знаменитее название!

Здесь дыбился чернозем, здесь насмерть стояли артиллеристы и минеры, разбивая гитлеровскую машинную махину!

Идет в расплеске припорошенного зимой чернозема трактор. Под его убаюкивающий гуд вспоминает очевидец тех жестоких дней — директор Поныровской средней школы Иван Васильевич Бобын-цев, как взрывали минеры вражеские «тигры», как столбы дыма и чернозема опаляли солдат, как летчики штурмовали это поле, сегодня такое родное, заснеженное.

Гусеницы трактора что гусеницы боевых машин. И не только для Ивана Васильевича, но и для многих его воспитанников, которые приходят в Поныровскую школу.

Вот уж много лет для пионеров школа начинается с музея боевой славы. Велик, поистине значителен этот музей. Неповто-

САЛЮТ, ПОБЕДА!

римы его экспонаты, как неповторим поиск здешних красных следопытов.

Помятые солдатские каски, давно замолкнувшие винтовки, неразорвавшиеся обезвреженные бомбы — все это найдено ребятами в окрестностях поселка, на опаленной войной земле. И конечно же, позеленевшие от времени медальоны неизвестных солдат, тех, кого отбросил от жен, матерей и детей жестокий шквал войны.

Неизвестных ли? Нет, тысячи имен героев, ранее считавшихся пропавшими без вести, возвратили родным поныровские школьники.

Более шести тысяч писем ветеранов войны украшают витрины музея. Каждый год в День Победы приезжают в Поныри солдаты и офицеры, чтобы вспомнить прошлые героические дни и у обелисков славы отдать должное своим погибшим однополчанам. И в этом их ежегодном сборе тоже заслуга поныровских школьников. Ведь, помимо музея, есть у ребят еще холмистые поля, овеянные славой советских воинов. Поля, где в конце лета среди колосящейся ржи загораются рубины пышных рябин, а зимой мягким бархатом отливают строгие конусы елей.

Вот туда и идет наш трактор. К Вечному огню, зажженному руками поныровских школьников, к молодым пока аллеям, которые посадили ребята во славу отцов-героев.

Взрыхлив черноземную колею, трактор останавливается на крохотном остатке нераспаханного под озимь жнивья. На яр-ко-желтой стерне, словно глаза солдат, глядящих в темное военное небо, светятся редкие точки жухлых прошлогодних фиалок. И эти фиалки мы бережно кладем к Вечному огню Вечного обелиска.

В. Кулагин