Юный Натуралист 1975-05, страница 35

Юный Натуралист 1975-05, страница 35

узнаем, как выглядит взрослая финиковая пальма. Так и с обезьянами. Чтобы узнать о них все, одних наблюдений в неволе недостаточно.

Вторая задача — выяснить, можно ли шимпанзе акклиматизировать у нас на севере, хотя бы в летнюю пору.

На свете остается все меньше обезьян, а они с каждым годом становятся все нужнее людям, чтобы на них учиться лечить наиболее тяжелые болезни человека, испытывать новые медикаменты. Сейчас всем совершенно ясно, что продолжать отлавливать шимпанзе в природе больше нельзя. Человекообразных обезьян необходимо разводить в неволе. А удастся ли этого добиться в нашей стране, и не в Ашхабаде или Сухуми, а под Москвой и Ленинградом? Обезьянья экспедиция должна была ответить и на этот вопрос.

Результаты проведенного эксперимента оказались поистине поразительными. Конечно, профессор Фирсов хорошо знал своих питомцев, надеялся, что они сумеют приспособиться к жизни в наших северных лесах. Но вряд ли кто-нибудь из ученых допускал, что изнеженные жители тропиков, которые так часто болеют, живя в клетках, безнаказанно перенесут и дождь, и ветер, и холодные ночи.

Шимпанзят было пять: Бой, Тарасик, Сильва, Гамма и Чита. Самый старший из них — Бой, самая маленькая — Чита. Через несколько дней, выяснив свои взаимоотношения с Тарасиком, Бой занял главенствующее положение в обезьяньем коллективе и, как подобает каждому вожаку, взял на себя охрану и руководство своего немногочисленного стада.

Когда обезьян впервые выпустили на остров, их теплые транспортные ящики-клетки оставили здесь же . под деревьями, чтобы малышам было где укрыться. Однако шимпанзята не захотели воспользоваться привычной спальней. Оказалось, они прекрасно умеют строить гнезда, как это и полагается им делать на воле. Каждый день с приближением вечера обезьяны готовили себе новое гнездо. Причем, и это было неожиданным, для постройки собственного дома малышам приходилось тратить всего несколько минут.

Строили они гнезда высоко в кронах деревьев среди тонких ветвей. Если бы на острове водились леопарды, они были бы не страшны обезьянам. Тонкие ветви вряд ли бы выдержали тяжесть хищника, Во всяком случае, дом заходил бы ходуном. Незаметно подкрасться к спящим шимпанзе крупному зверю невозможно, ну а мелкие для них не представляют серьезной опасности.

Никто не ожидал, что обезьяньи домики, построенные из листьев и веток, окажутся теплыми. Когда с приближением осени температура воздуха стала по ночам опускаться до плюс 6 градусов и экспериментаторы мерзли в своей палатке под грудой одеял и всякой одежды, малыши прекрасно спали в легких дачных постройках. Пришлось экспериментаторам залезть на деревья и изучить микроклимат обезьяньих жилищ. Термометры показали, что в гнездах обезьян тепло и малыши действительно не мерзнут.

От холода страдал лишь Бой. Хотя он и был среди обезьян самым старшим, более опытным и пользовался у них авторитетом, строить гнезд Бой не умел. Его увезли из Африки совсем маленьким. Безусловно, ему приходилось видеть, как сооружают гнезда его мать или другие обезьяны, но в то время он был так мал, что не сумел этому научиться. В этом, конечно, нет ничего удивительного. Может лишь показаться странным, что Бой не подучился у товарищей. А ведь они, даже малютка Чита, легко справлялись со строительством гнезда. Бою же приходилось, ухватившись за сучья или обхватив всеми четырьмя лапами ствол дерева, долгую ночь балансировать на ветке, ежеминутно рискуя сорваться.

Особенно плохо пришлось Бою, когда но