Юный Натуралист 1975-08, страница 15

Юный Натуралист 1975-08, страница 15

эффективны, ясно при первом взгляде на лапу медведя или голову буйвола. Клюв птиц и утконосов, когти любых зверей, рога антилоп, быков, баранов и коз образуются из верхнего слоя кожи и состоят из кератина, а рога оленей из кости. Их образует внутренний слой кожи. Кстати, чешуя ящеров — это, так сказать, толпы ногтей, разбежавшиеся по всему телу.

В процессе эволюции высшие животные нашей планеты приобрели очень важное приспособление: способность поддерживать постоянную температуру тела. Поэтому и смогли хорошо приспособиться к жизни и в жарких и в полярных областях Земли.

Поддерживать температуру тела на уровне 38—39 градусов в мороз — дело очень дорогое. Приходится «сжигать» в своем теле большое количество пищи. Но и это не помогло бы, если бы у животных не было специальных приспособлений, оберегающих от потерь тепла. Экономить тепло помогает опять-таки кожа, ее особые органы: волосы и перья. Сердцевина волоса пориста, там много воздуха. Он и делает волос теплоизо-лятором.

Для борьбы с холодом используется два типа волос: пух и ость. Пуховые волосы гораздо теплее остевых, зато менее прочные. Поэтому иметь чисто пуховую шубку могут себе позволить немногие животные. Кроты и слепыши, как известно, всю жизнь проводят в собственном доме-норе и наружу не выходят. Естественно, у себя в квартире кротам не грозит опасность порвать свою пуховую шубку о сук или колючку. Большинство животных носят платье из двух типов волос, мягкие и более короткие волосы греют, а длинные и жесткие — остевые — прикрывают их, оберегая от повреждений. Наконец, у крупных сильных животных — кабанов, лосей, оленей — на теле только верхняя грубая одежда из ости.

Качество шубы зависит от того, где обитает животное, от времени года. Летом у белки на одном квадратном сантиметре кожи можно насчитать 4200 волос, а у зайца-беляка 8000. К зиме шерсть становится в два раза гуще. Число волос у белки увеличивается до 8100, а У зайца-беляка до 14 700. Разница между беличьей и заячьей одеждой значительна. Беличья шубка годится разве что для небольших прогулок. Выбежать ненадолго, чтобы подкормиться. Спать на ветке белка не будет. На морозе за час-пол-тора она окоченеет. Другое дело заячья доха. Беляк за любым кустиком спит преспокойно и в ус не дует.

Ради шерсти человек разводит многих животных. Баран-рекордсмен советской ме-риносной породы по кличке «Лончак» дает по 24 килограмма шерсти в год. За 5 лет с него настригли более 100 килограммов.

Чтобы было понятно, чему это равняется, скажу, что настриженной с Лончака шерсти хватило бы на 60 костюмов.

Птиц греют перья. По существу, это видоизмененные роговые чешуйки. Их три вида: самые крупные — контурные. Они не только охраняют тело птицы от потерь тепла, дождя и ветра, но и создают опору при полете. Более мелкие перья — пуховые. Их особенно много у птиц — жителей севера и у тех, кто большую часть времени проводит в воде. Между пуховыми перьями всегда сидят совсем маленькие, нитевидные.

Перья быстро снашиваются, и птицы меняют свой наряд. Большинство проводит обмен постепенно, по перышку, и поэтому не теряют способность летать. Гуси же и утки сбрасывают сразу все крупные перья и надолго становятся беспомощными. А нелетающий пингвин лишается сразу всей одежды и стоит ощипанный над обрывками своего платья, пока не вырастет новое оперение.

Регулярная смена одежды позволяет пти-