Юный Натуралист 1975-08, страница 39

Юный Натуралист 1975-08, страница 39

38

берег, чтобы превратиться в летающих насекомых. Превращение происходит быстро, и вот уже бесконечная стая летит над водой.

Я несколько раз заставал за лето такой лёт, ведь наш отряд зоологов жил у реки, и ничто интересное от нас не ускользало. И теперь я смотрел, как рождаются поденки. Личинки ползут по камням, водорослям, забираются на берег. Создания эти похожи на маленьких дракончиков. Все торчит у них, как у вымерших ящеров, жабры на брюшке, лапы, ниточки хвоста. Трудно поверить, что внутри всех этих частей, таких тонких, может, как в футляре, уместиться что-то еще более тонкое.

Драконы вылезают на что угодно — лодку, камни, траву. На травинках они сидят в несколько этажей. У личинки, схватившейся за лист мышиного горошка, лопается на спине чехол-шкура, и из него высовывается поденка. Качаясь из стороны в сторону, она вылезает наружу совсем. Крылышки еще мокрые, смятые, но они быстро растягиваются, высыхают, и поденка взлетает. Многие личинки всплывают (в это время внутри насекомых скапливается много пузырьков воздуха) и прямо на реке, используя как плотик свою старую шкурку, обсыхают.

Большую часть жизни поденки проводят в воде, чтобы потом прожить на суше всего несколько часов или дней: отложить яички и погибнуть. Поденки во время своей жизни на суше не едят, у них даже рта нет.

На рубашку ко мне село перелинявшее насекомое со свежими, еще мягкими крыльями и будто прилипло, не стряхнешь. Действительно, липка. Из нее очень скоро родилась... новая. Да, поденка — единственное из насекомых, которое линяет во взрослом состоянии. Она выходит из себя, рождается дважды. Я тронул липку, и она, не перелиняв совсем, полетела. На хвосте ее болталась не сброшенная еще старая шкурка. Другая улетела, оставив в моих пальцах свое платье — легкое, белесое, пустое.

Поденки во время полета на секунду ныряют в воду: они откладывают яички. Но почему поденки так уверенно летят против течения, будто знают, куда лететь? Один энтомолог наблюдал такой же полет на Дунае и доказал, что эта хитрость, придуманная природой, необходима. Если бы поденки откладывали яички там, где вывелись сами, то постепенно, с каждым годом, кладки бы течение сносило все ниже, дальше. Наконец последние яички были бы снесе

ны в море, и поденки исчезли совсем. Чтобы этого не случилось, они и летят против течения. А яички постепенно идут ко дну и оседают на мелких местах примерно там, где и вывелась липка. Так хитрит природа, спасая своих детей.

Белой ночью стоял я на берегу, и липка летела с каким-то осторожным, почти неслышным шорохом. Кто звал их из воды? Трудно узнать все секреты природы сразу. Да и надо ли это? С тайнами интереснее.

— Готовы ли вы, Хоттабыч, удивить нашего гостя и Почемучек?

— О мудрейший Мюнхгаузен, только прикажи! Хочешь — зацветут каштаны в парке?

— Цветущие каштаны в августе?

— Хоть в сентябре!

— Остановитесь, Хоттабыч! И оставьте в покое свою бороду! А наш гость внимательно послушает рассказ доктора биологических наук Аманда Арвндовича Рупайса.

Каштан нонсний

Лет 150—200 назад завезли его в наши парки с Балкан. Некоторые города, Киев например, даже трудно представить теперь без зеленого наряда каштана конского. Когда он цветет, желто-кремовые цветы-свечи вызывают радость, изумление и восхищение. А осенью деревья одаривают ребят блестящими шоколадно-красными плодами. Ботаники их называют орехами. Каких только фантастических игрушек не наделают ребята из их колючей скорлупы! Плоды каштана содержат много крахмала, и поэтому их охотно ест скот. Используются они и для изготовления медицинских препаратов.

Всем известно, каштан цветет только раз в году — в мае — начале июня, в зависимости от того, где он растет: на юге Украины или в северной Прибалтике. Но более наблюдательные, очевидно, заметили, что иногда конский каштан зацветает второй раз осенью: в конце августа или в сентябре.

Еще в 1959 году в одном из сентябрьских номеров рижской вечерней газеты была помещена статья и фотография цветущих конских каштанов. Объяснялось это столь редкое явление необычно теплой осенью. Конечно, такое возможно. Ведь случается, что второй раз осенью зацветают яблони, а на малине