Юный Натуралист 1975-09, страница 9

Юный Натуралист 1975-09, страница 9

щкольш^ Тимирязевка

Утиная родословная

Началось все больше десяти лет назад на Томской областной станции юных натуралистов. Тогда ребята из разных школ города по заданию зоологов Томского университета начали опыт с длинным официальным названием: «Гибридизация пекинской и дикой кряковой утки с последующим ежегодным выращиванием гибридных уток». Не одно поколение юннатов уже сменилось на станции. Накапливались опыт, знания, обрабатывались наблюдения, делались выводы. Сейчас другие ребята пришли на станцию, но как пригодилось им то, что собрали за многие годы их предшественники!

Не из "легких этот опыт. Все в нем нужно учитывать: как растут гибридные утки, как лучше за ними ухаживать, и самое главное — стоит ли вообще выводить таких уток.

Зиму гибридные утки проводили в неотапливаемом помещении, температура в котором была меньше десяти градусов. Весной, в марте или апреле, в зависимости от погоды птицы выходили гулять. Они смешно переваливались с боку на бок, в их походке уже появлялось что-то домашнее.

Потом птиц переселяли на озеро, где они жили почти до конца октября.

Казалось, с утками уж и не так много хлопот. Но гибридные утки не захотели устраивать в неволе гнезд, и пришлось водоем огородить сеткой. А тут еще новый сюрприз: каждое четвертое поколение птиц не хотело жить на озере: подросшие птенцы покидали родной дом, и никто не знал, надумают ли они вернуться домой. Поэтому каждому четвертому поколению гибридов крылья приходилось делать покороче.

Прошли годы. Сейчас уже можно сделать некоторые выводы: гибридные утки больше похожи на домашних и берут себе все лучшее от своих диких предков. Они весят больше, чем дикие утки. Правда, гибридные несут меньше яиц, «о постепенно их яйценоскость приближается к яйценоскости домашних. Зато яйца они

откладывают раньше и раньше выводят птенцов. Они почти не болеют. А самое главное — эти утки неприхотливы.

Раз иартошна* два нартошиа

Чуть потеплеет — ив подполе картошка начнет давать длинные бледные ростки. Беда с ними! Все норовят пробиться к свету, высунуться в какую-нибудь дырку. А иногда закатится куда-нибудь подальше картошина — и, глядишь, к весне возле нее приютились крошечные детки: маленькие клубеньки.

Раз картошка так спешит расти, нельзя ли получить два урожая в год? Но, оказывается, она не так уж и спешит. После уборки клубни начинают прорастать месяца через три, а то и четыре. Можно ли заставить их прорасти пораньше? И юннаты из Каменно-Степной средней школы Воронежской области провели такой опыт.

Они взяли после уборки молодые клубни некоторых раннеспелых сортов, сняли с них кожицу и на два часа положили в двухпроцентный раствор тиомочевины с гиббереллином. Потом клубни посадили во влажную землю, и через 18—20 дней появились всходы.

Пришла весна. Ребята из звена Ани Гридневой положили в целлофановые мешочки по 50 клубней и за 45 дней до посадки перенесли их в светлое помещение на яровизацию. Картошка дала крепкие темно-зеленые ростки с крошечными глаз-ками-листочками. 25 апреля клубни высадили в землю, а 26 июня уже выкопали молодые клубни с тонкой лохматящейся кожицей.

Убирали картофель быстро, чтобы кожица не стала жесткой, а то потом ее не снимешь. Клубни вымыли в бочках, отделили кожицу. Если картофелина весила больше шестидесяти граммов, ее резали пополам, а на клубнях поменьше делали надрезы. Картофелины поместили в уже знакомый раствор тиомочевины с гиббереллином. Перед посадкой поле два раза полили, чтобы земля стала влажной. И вот 5 октября картофель убирали второй раз.

Представьте себе, что имеется всего несколько клубней нового хорошего сорта картофеля. Сколько потребуется лет, чтобы засеять Зтим картофелем поля? Ведь от одного клубня можно получить всего шесть-семь семенных. Воронежские ребята сажали картофель два раза в год и получили от одного клубня 36—50 семенных. Не зря работали они с картошкой: через три года она росла уже на нескольких полях Воронежской и Крымской областей.