Юный Натуралист 1975-12, страница 10

Юный Натуралист 1975-12, страница 10

8

9

ЮГ

щ

СЛЫШУ, КАК

ТРАВА РАСТЕТ

Когда растет огурец — днем или ночью? В какие дни арбузы прибавляют в весе — в пасмурные или солнечные? С какой силой надо отрывать помидорины от кустов? Сколько разных оттенков красного цвета имеют спелые помидоры? Не ради простого любопытства задают себе ученые подобные вопросы. Ответы на них необходимы для того, чтобы с большим успехом выращивать, собирать, перевозить, сортировать, хранить эти самые огурцы, дыни, арбузы, помидоры.

Природа неистощимо разнообразна. Ни одна ветка яблони непохожа в точности на соседнюю. Хоть миллион картофелин пересмотрите, совсем одинаковых не найдете. Такое разнообразие очень огорчает конструкторов сельскохозяйственных машин и тех, кто на этих машинах работает. Что сказал бы, к примеру, токарь на заводе, если бы к его станку вместо круглых, цилиндрических заготовок будущих валов или втулок подтащили корзину металлических шаров, шариков, кубиков и просто каких-то огрызков? А люди, работающие на сельскохозяйственных машинах с картофелем или капустой, вынуждены мириться с подобными несуразными заготовками.

Действительно, машиностроение всегда имеет дело с простыми геометрическими фигурами. Втулка — это цилиндр, головка болта — шестигранник. А вот форму картофелины или свеклы не опишешь никакими математическими уравнениями — столько здесь пупырышек, ямок, глазков, шероховатостей.

Заметим тут же, что у помидоров, огурцов и капусты содержание воды доходит до 98 процентов. Неосторожное обращение с этими неженками губительно. Вспомним еще и про нежные фрукты, чайные листочки и коробочки хлопка, и мы убедимся,

что рабочие органы сельскохозяйственных машин, все эти механические руки, обязаны быть очень гибкими, приспособленными к прихотливым очертаниям плодов и клубней.

Когда стандартный мир техники приходит в соприкосновение с пестрым и нежным, неописуемо разнообразным миром живой природы, возникает множество проблем. Инженеры, создавая машины, стараются учесть требования живых растений. Селекционеры выводят новые сорта растений, приспособленные к машинам. К примеру, новый сорт хлопка должен иметь сорок (сорок!) полезных признаков. В том числе форма хлопкового куста обязана быть удобной для работы хлопкоуборочной машины.

Конструкторы, со своей стороны, всячески стараются сотворить «руки» машины упругими и податливыми. Металлические детали обволакивают резиной. «Пальцы» ягодоуборочных машин делают из гибкого полиэтилена. Всякие сортировальные сита — из нейлоновых шнуров. Самые нежные «руки» — это струи воды и потоки воздуха. Используя разницу в удельном весе, вода отделяет ягоды от сора и гнили, спелые помидоры от зеленых, рожки спорыньи от зерен пшеницы. В будущих огородных, садовых и других машинах сможет работать воздух. Собирая, например, чайные листья, он будет отрывать только те, что уже созрели и поэтому непрочно удерживаются на родном кусте, а недозрелые останутся спокойно дозревать. Но любое научное конструирование машин и любая научная селекция растений невозможны без измерений и приборов. Попробуем взглянуть с этой точки зрения на обыкновенную помидорину. Да тут, кажется, и измерять-то нечего. Но это только кажется.

2 «Юный натуралист» № 12