Юный Натуралист 1976-03, страница 35

Юный Натуралист 1976-03, страница 35

34

животные. Нападают на людей редко: в случае самообороны или когда животным угрожает опасность. Агрессивен, как правило, самец. Если человек стоит на месте, лицом к обезьяне, горилла редко нападет на него. Но если он повернулся спиной и побежал, обезьяна на четвереньках начинает его догонять: рефлекс преследования убегающего врага присущ и гориллам. Настигнув человека, она кусает его, как собака. Жители некоторых африканских племен считали рану, нанесенную гориллой, позорной. Они убеждены, что обезьяна эта нападает только на убегающего, значит, на труса, а не на настоящего охотника.

Все обезьяны и полуобезьяны хорошо приручаются. Они живут не только в зоопарках. Их держат даже дома. Привыкнув к людям, обезьяны часто перенимают их привычки и просто поражают своей смышленостью и умением подражать.

Известный польский писатель Аркадий Фидлер, путешествуя по Гвинее, попал в город Дабола. Он остановился в одноэтажном отеле, окруженном большими деревьями. Познакомившись с хозяйкой отеля, Фидлер выглянул из окна и онемел от удивления: во дворе сидел на привязи шимпанзе и пристально смотрел на гостя. Вскоре они познакомились и даже подружились.

Шимпанзе звали Коко. Когда писатель подошел к нему с бисквитами, шимпанзе протянул правую руку в знак приветствия и поздоровался с ним совсем так, как это делают люди. А его морда — вернее, было бы сказать, лицо — расплылась в широкой улыбке, и ласковое прерывистое ворчание говорило об удовольствии. Коко осторожно взял предложенный бисквит и медленно сгрыз его, наверное, из вежливости. Очевидно, ему хотелось банана. Когда шимпанзе дали второй бисквит, Коко взял его с плаксивым ворчанием. Но тут же глаза обезьяны заблестели, в них загорелись озорные огоньки. Держа бисквит в правой руке, он вдруг протянул к Фидлеру левую, схватил за рубашку на груди и молниеносным движением сунул бисквит в карман. Потом, бурно радуясь своей удачной шутке, начал весело хмыкать, бить руками по пню, перескакивать с ноги на ногу.

В своей книге «Новое приключение: Гвинея» Аркадий Фидлер рассказывает, как Коко заинтересовался пряжками на его сандалиях. Он спрыгнул с пня, к которому был привязан, уселся поудобнее около ноги писателя и начал трудиться над пряжкой, стараясь ее расстегнуть. Целых десять минут бился шимпанзе над задачей, но так и не смог ее решить. Тогда Фидлер показал ему, что нужно тянуть за конец ремешка с большей силой, чем это делал он. Обрадовавшийся Коко нетерпеливым движением оттолкнул его руку от сандалии и попробо

вал потянуть. Все получилось. С первого раза он с легкостью отстегнул пряжку, а после трех или четырех попыток сумел и застегнуть ее. Оба — и путешественник и шимпанзе — были на седьмом небе от счастья, словно Коко сдал экзамен на аттестат зрелости. От радости шимпанзе издавал приглушенные торжествующие крики, скалил зубы, улыбался от уха до уха и одновременно протягивал Фидлеру руку, будто поздравлял его и себя. Потом он начал танцевать, прыгал то на одной, то на другой ноге, бил рукой по земле.

Прирученные и дрессированные шимпанзе и другие обезьяны часто выступают перед зрителями в кино и по телевидению.

Обученные обезьяны могут выполнять различные трудовые операции. В Таиланде ручные макаки уже давно помогают людям собирать кокосовые орехи и даже превосходят их в этом мастерстве. Человек иногда не может отличить спелый орех от недозрелого, а обезьяны делают это безошибочно.

Обезьяны могут оказывать серьезные услуги и ученым-ботаникам, особенно при сборе гербариев в тропиках. Легко взбираясь на самые тонкие и высокие деревья, они по команде человека обламывают и приносят ему листья, ветки и цветы. В ботаническом саду Сингапура есть обезьяний питомник, в котором несколько обезьян приобрели профессию охотников за растениями. Они способны отыскать в непроходимых джунглях редкие деревья, если им показать ветку или хотя бы лист.

Тот, кто бывал на Кавказе, наверняка посетил в Сухуми знаменитый обезьяний питомник. Здесь, среди зелени кипарисов, пальм, магнолий и цветов, стоят домики, клетки и вольеры, в которых живут почти 2 тысячи обезьян. Павианы гамадрилы, макаки резусы, свинохвостые макаки лапунде-ры, бурые макаки, мартышки, шимпанзе и многие другие — двадцать разных видов. Все они по-своему интересны, забавны и даже общительны. Макаки то и дело просовывают свои маленькие ручки сквозь сетку вольеры и выпрашивают лакомства.

В самой большой вольере, занимающей свыше гектара, поселились павианы гамадрилы. Эти собакоголовые обезьяны интересны своим порядком в стаде. Верховная власть в стаде принадлежит вожаку — сильному, старому самцу с пышной серебристой гривой-мантией. Вожак в своем стаде — повелитель и законодатель. Бдительно следит он за порядком в стаде и пресекает всякие нарушения сложившихся правил. И не всегда прибегает к силе и острым зубам. Достаточно ему строго взглянуть на драчунов — и те сразу унимаются.

В большом стаде гамадрилов долгое вре