Юный Натуралист 1976-09, страница 28

Юный Натуралист 1976-09, страница 28

■4 В тех местах, где корма для ондатр много, каждый год появляются новые хатки.

как? Получил своевременно исчерпывающую информацию, грамотно разобрался в ней — будешь сыт и, главное, цел. Промахнулся? Пенять не на кого. И все-таки по-разному лесные жители относятся к этой незыблемой истине. Те же бобры, соседи ондатры по водоему, когда не все ясно, долго раздумывать не станут. Плюх в воду от греха подальше. Полночи просидят в хатке, даже если всего-навсего почудилось что-то. Поостережется волк, не станет искушать судьбу лосиха с лосенком. А вот белка или косолапый, не спугни грубо, не успокоятся до тех пор, пока не подглядят, что к чему.

Похожа на них и ондатра. Вообще-то не каждая, но та, за которой я наблюдал, оказалась именно такой. Вот она несколько раз пронеслась в потоке лесной речушки, решительно пересекла его, на миг зависла у ледяного припая, прочно засевшего в прибрежном кустарнике, а затем, вызывающе шлепнув хвостом по воде, нырнула под желтоватый лед.

Совершенно неожиданно зверек возникает из круглой, промоины во льду, буквально в двух шагах. Взъерошенный и сгорбленный. Минуту-другую настороженно всматривается сверкающими бусинками подслеповатых глазок в человеческую статую с фотоаппаратом в руках. Но «статуя» — ни звука, ни движения. Непонятно. А все, что непонятно, "неразгаданно и необычно, для лесного обитателя небезопасно. Лучше уйти отсюда. Однако какая-то сила оставляет ондатру на месте. К тому же этот чарующий запах' ржаныз* сухарей и хлебных корок, которые не раз -..попадались здесь и раньше, разбросаны сейчас...

Словно очнувшись от оцепенения, зверек уморительно смахнул приставший к мордочке мусор, несколько раз встряхнулся, так, что брызги посыпались во все стороны. Затем пушистый комок на несуразно коротеньких и тонких ножках, едва видимых из-под шубки, резким броском метнулся к ближайшему сухарику. По-беличьи ловко схватил его передними лапками, приподнялся на перепончатые задние, оперся длинным, сжатым с боков хвостом, и... прозвучавший в этот момент щелчок затвора фотоаппарата будто ветром сдул зверька в мутную воду. Превосходная реакция!

Ондатра и бобры нередко живут бок о бок в одном водоеме и ведут сходный образ жизни. Не случайно ондатру иногда называют маленьким бобром. Подобно им, она в тревожных ситуациях громким ударом хвоста по воде подает всеобщий сигнал: «Внимание! Опасность!» Неуклюжая на берегу, ондатра отлично плавает, причем быстро и совершенно бесшумно. В во-

.4 «Юный натуралист» № 9

де это создание превращается в живую торпеду, умело маневрирующую по водным лабиринтам, порой проложенным в густых дебрях водных растений самими же зверьками.

Если бобры могут еще как-то обороняться своими сверхпрочными резцами, то ондатра совсем беззащитна. Казалось бы, надо быть предельно настороженной и недоверчивой. Ан нет! Она, напротив, наделена какой-то странной то ли беспечностью, то ли любопытством. Бывает так. Напуганная ондатра панически бросается в воду, ныряет, и вдруг через мгновение где-то поблизости среди хвощей и листьев кувшинок тихо-тихо появляется ее усатая мордочка: мол, кто же это меня так напугал? Молодые звери, спасаясь от врага, могут неожиданно затаиться... на ровном месте. Конечно, за такое легкомыслие расплачиваться приходится жизнью.

А врагов у ондатры много. Прежде всего это четвероногие лесные хищники: волки, лисы, хорьки, горностаи, выдры, а также дневные и ночные пернатые охотники. Большой урон наносят зверькам бродячие собаки, которых становится все больше и больше.

Ондатра относится к сумеречным и даже ночным животным. Действительно, в жаркий летний день ее едва ли увидишь. Однако ранней весной, когда на реках сходит лед, а на лесных озерах и болотах появляются полыньи и промоины, за зверьками можно наблюдать даже днем. Наступает самый ответственный период в жизни ондатр. Одни ведут борьбу за кормовые владения, другие озабочены поисками спутника жизни, третьи строят хатки и расчищают транспортные каналы. Среди зверьков нередко возникают шумные баталии. Иной раз ондатры буквально скачут по воде, вовсе не беспокоясь, что отчаянная возня может привлечь врага.

Временами зверьки вдруг замирают, блаженно греясь под горячими лучами весеннего солнца. При этом они почти непрерывно грызут мягкие крахмалистые корни и корневища водных растений, за которыми периодически ныряют на дно водоема.

За ондатрами можно наблюдать и осенью. Теперь они ведут себя гораздо спокойнее. Если есть возможность устроиться рядом с ними, то можно, например... «поговорить» со зверьками, негромко насвистеть или напеть какой-нибудь мотив или даже отругать их за беспечность. Но при одном условии: совершенно не двигаться, а петь или говорить можно, только прикрыв чем-либо губы. Конечно, не каждая ондатра столь общительна. Так, щелчок фотоаппарата или треск кинокамеры не выно-