Юный Натуралист 1976-09, страница 38

Юный Натуралист 1976-09, страница 38

35

Такой потенциальной способностью определять верное направление до дома обладают многие животные, обычно ведущие оседлый образ жизни.

...Однажды французский кот по имени Мимусс забрел на причаливший к берегу пароход. В суете погрузки на кота, видимо, никто не обратил внимания, а когда, обследовав пароход, кот решил, что пора домой, то обнаружил, что вокруг вода. Хозяин кота месье Ширад был весьма опечален пропажей любимца. Он и не подозревал, что тот в это время путешествует по Луаре, стал баловнем команды и его даже запирают, когда пароход пристает к берегу.

Когда кот, наконец, смог вырваться на твердую землю, он был очень и очень далеко от дома. И как был поражен и обрадован месье Ширад, когда спустя 10 месяцев Мимусс, живой и невредимый, слегка похудевший и усталый, вошел в родной палисадник. За 10 месяцев пути он преодолел по берегу Луары 747 километров.

С каждым годом ученые открывают способности к ориентировке у новых и новых животных.

В сумерки из глубокой норы, аккуратно

выложенной мохом и листьями, показывается барсук. Осторожно принюхивается, прислушивается, несколько раз пугливо скрывается в норе. Наконец убеждается что опасности нет, все спокойно. Тогда барсук отправляется на охоту. Неслышно топает он по ночному лесу, по берегу озера, по заболоченным низинкам — там схватит червя, там набредет на выводок птенцов, поймает лягушку или зазевавшегося мышонка. Ему все сгодится. До двадцати километров покрывает ночной бродяга за свою прогулку и ни разу не собьется, к рассвету он снова у норы. Темной ночью в лесу он никогда не заблудится, всегда верно найдет путь домой.

Понять до конца, как животные ориентируются на суше, на море, в воздухе, — это значит объяснить их замечательные свойства, расшифровать, почему так, а не иначе пролегли их тропки и маршруты по нашей планете, которыми обитатели ее пользуются многие столетия и тысячелетия. А это очень важно для ученых самых различных специальностей.

А. Тамбиев

кандидат биологических наук Рис. В. Перльштейна