Юный Натуралист 1976-10, страница 17

Юный Натуралист 1976-10, страница 17

15

Для успешных коннозаводских дел нужны были земли с мягким климатом, без суровых зим. Вскоре высокопоставленный вельможа получил в подарок от Екатерины II земли в Воронежской губернии: леса, реки, озера, степи достались графу Орлову. Сюда и переместились коннозаводские работы.

Через восемь лет родился первый рысак. Он стал родоначальником породы орловцев. Имя его Барс-1.

Вероятно, вековые дубы да липы помнят, как вырос здесь город лошадей _

Хреновской конный завод. Его строили крепостные по чертежам знаменитого архитектора Д. Н. Жилярди.

Долгие годы в коннозаводском деле

A. Г. Орлову помогал его крепостной

B. И. Шишкин. Василий Иванович прекрасно разбирался в лошадях. После смерти графа он продолжил начатое дело.

Этим двум людям — графу А. Г. Орлову и крепостному В. И. Шишкину — обязаны орловские рысаки своим рождением.

Много послужили орловцы России. Они шли дорогами войн, кормили тысячи крестьянских семей, проходили на торжественных парадах, побеждали в спортивных состязаниях. А сколько призов завоевали на отечественных и международных выставках!

С конным заводом нас знакомил его директор, заслуженный ветеринарный врач РСФСР Иван Антонович Кузнецов. Мы долго ходили с ним по длинным улицам города лошадей — коридорам конюшен, кстати, они протянулись на пять километров. Потом заглянули в лазарет, в кормоцех. В кузнице увидели, как делают

лошадиную «обувь» — подковы. Прошлись мы и по площадям завода.

Вырастить хороших рысаков сложно. Много внимания и заботы отдают им люди. Только год жеребенок беззаботно резвится в табуне. Потом молодняк попадает в тренерские конюшни. И здесь многое зависит от конюхов, наездников, ветеринарных врачей, тренеров. Жеребят начинают учить уму-разуму. Делают это постепенно, не торопясь. Сначала надевают на рысачка уздечку, обучают командам, потом знакомят со сбруей. И вот уже по дорожкам ипподрома на вожжах ведут наездники молодых лошадей. Проходит день-другой, их впрягают в легкие двухколесные тележки-качалки, и начинаются регулярные тренировки. Круг за кругом проходят орловцы ипподром. И так каждый день в течение года.

Исполнится рысакам два года, и отправляются они на ипподромы страны. Их испытывают там несколько лет. Потом лошади возвращаются в родные места. В их паспортах уже значится резвость. Учитывая способности каждой лошади, судьбу рысаков решают по-разному. Одних отправляют в различные хозяйства, другие едут за границу, третьи остаются на заводе. Летом они вместе с жеребятами живут на вольных выпасах в степи. Раздолье и простор там. Степь полна травы, в прудах — чистая вода.

И сердце наполняется радостью оттого, что богаче стали эти места, двести лет назад давшие России орловских рысаков.

И. Константинов Фото автора