Юный Натуралист 1976-11, страница 21

Юный Натуралист 1976-11, страница 21

волнушек, я наблюдал с этого поля любопытное зрелище. Моросящее небо прижало строгий журавлиный треугольник к земле. Расчетливо помахивая сильными крыльями, журавли тянули на юго-запад и почему-то очень громко курлыкали. Из-за низкорослого перелеска со стороны пруда донеслось ответное курлыканье. Показался второй косяк, точнее неровная шеренга. Усиленно работая крыльями, птицы набирали высоту. Они не держали «дистанцию», будто старались обогнать одна другую. Неожиданно, как по команде, впереди летящий равнобедренный треугольник повис и затрясся в воздухе. Стая натужно взмахивала крыльями, однако не двигалась с места, «села на хвост». Вторая стая настигла первую и удлинила одну сторону треугольника. Журавли оживленно загалдели, радуясь встрече. Вновь, словно по приказу, теперь уже пополненная стая рванулась вперед и, выравнивая интервалы, растаяла в ненастье.

Многие усталые птицы останавливаются на прудах на день. Северные утки держатся иногда на водных угодьях до конца ледостава даже в заснеженных камышах. И только когда мороз затянет последние полыньи ледяной коркой, они двинутся к югу. Тогда до свидания, осень!

Ю. Балашов

О хорьке ходит плохая слава. Распространено мнение, что зверек этот часто совершает набеги в курятник, оставляя после себя печальное зрелище. Но это не совсем так. Слухи явно преувеличены. Не такой уж злой разбойник хорек, как о нем рассказывают. Истребляя грызунов, он приносит большую пользу. Когда добычи слишком много, хорьки делают запасы.

Как и некоторые из семейства куньих, зверек неплохо лазает по деревьям. В этот момент его и сфотографировали.

ш

Фото Я. Панасюка