Юный Натуралист 1976-11, страница 42

Юный Натуралист 1976-11, страница 42

41

ши, решится применить силу. А сил в этом, казалось бы, столь малом теле предостч-точно. Так, под водой мраморный краб легко приподнимает со дна камни весом до килограмма! Уцепившись, как опытный альпинист-скалолаз, ногами за щели между аквариумом и пластиком, которым тог накрыт, он отжимает спиной искусственную крышу, и горе, если ему это удастся. Ведь, выбравшись на крышу, он неминуемо свалится на пол. Вот тут-то акробатические трюки и оборачиваются злоключениями. На море воздушные прогулки для краба безопасны. Пол же в квартире не берег моря. Однако до краба эта жестокая истина доходит не сразу, а после того, как он несколько раз обойдет по периметру всю комнату и всюду обнаружит гладкий, одинаково ровный паркет. Его положение очень похоже на положение человека в безводной пустыне под палящими лучами солнца. Только у нашего странника пересыхает не во рту. У краба сохнут жабры. Уставший, отяжелевший, с пылинками, налипшими на волоски ног и панцирь, он напоминает старого паука, запутавшегося в собственной паутине. Обессилев, краб останавливается где-нибудь у стенки и начинает пускать спасительные пузыри, увлажняя жабры, продлевая себе жизнь. Здесь, у стенки, по характерным щелчкам я и находил этих искателей приключений. Иные просиживали на полу до двух дней, прежде чем удавалось водвори,ть их на место.

Но вот проходят недели. На этажах оживают камни, меняется рельеф — крабы строят жилища. Выбрав камень покрупнее, краб начинает втискиваться под него. Постепенно вытаскивая клешнями и выталкивая лапами песок и мелкие камешки, он скрывается в образовавшейся нише. Но строительство еще не окончено. Сидя в своей темной пещерке, краб, отбрасывая клешнями песок и гальку, нагребает целую гряду-стенку, благоустраивая жилище и огораживая территорию. На этом первый этап строительства заканчивается, и краб может спокойно отдохнуть, побродить по аквариуму, а в случае опасности и спрятаться в жилище. Если квартира оказывается удобной, а это выясняется через день-два, начинается второй этап строительства. Пещерка расширяется, и из нее делается еще один или два запасных выхода-лаза, перед которыми краб из крупных камешков возводит забор.

Иногда случается, что сосед строит более удачное жилье. Тогда происходит маленькая потасовка. Но отобрать чужую квартиру редко удается. Чаще всего агрессор теряет кончик лапки и отступает.

Так или иначе вскоре все устраиваются,

и начинается период выяснения отношений. Еще во время строительства между крабами происходили стычки. Теперь же развертываются целые баталии во время прогулок по аквариуму и особенно во время кормления. Мраморные крабы лакомки. Правда, если отсутствует их любимая пища, они мирятся и с более прозаической: сухой рыбой, кусочками хлеба, кашей. Предпочитают они, конечно, сырое мясо, рыбу, мотыль, трубочников и свежие водоросли. И в таком порядке. После мясной пищи обязательно едят салат из водорослей, соскребая их с заросших стекол и камней аквариума.

Несколько потасовок, масса угрожающих поз, взмахов клешнями, и в аквариуме устанавливается четкая иерархия. Есть главный краб, есть второй, и так далее до последнего. Обязанность крабов низшей категории — не попадаться под ноги старшим по рангу и не притрагиваться раньше их к пище. Все попытки убежать с добычей или спрятаться с ней в домике, как правило, оканчиваются трагически для беглеца. Главный, как обычно — более крупный, краб преследует нарушителя и, если тот спрятался под камень, вырывает у него добычу подчас вместе с клешней. Очень маленьким крабикам иногда удается избежать гнева владыки, но их убежища оказываются так сильно разрушенными, а страх настолько велик, что они никогда больше законов не нарушают.

Казалось бы, жизнь в аквариуме должна протекать спокойно: дома у всех есть, пищи много, вода в меру прохладная. Но, видимо, таковы эти мраморные крабы. То из-за хорошего места на пляже, то из-за пучка водорослей нет-нет да и возникнет между ними стычка. Облачко мути и суетливые движения шестнадцати ног и четырех клешней выдают место потасовки.

Но вот в жизни крабов наступает серьезный и очень ответственный момент — линька. Все крабы имеют внешний скелет. Эта броня спасает их от невзгод подводной жизни. Но, плотно окутывая тело краба, она препятствует росту. Поэтому крабы растут лишь за короткий период после линьки. Хорошо откормившись и накопив питательные запасы, краб прячется в надежное убежище. Под старым толстым панцирем у него уже выросла тонкая, мягкая кожица. И вот ночью вдали от посторонних взглядов он осторожно выбирается из старого панциря. Пустые бледно-ко-ричневые доспехи остаются на дне. А краб, набирая воду, расправляет все складки новой, пока еще темно-зеленой кожи и начинает усиленно расти. Первые несколько часов после линьки самые опас