Юный Натуралист 1976-12, страница 40

Юный Натуралист 1976-12, страница 40

38

Но так как нередко отдельные эпифиты весят до 100 килограммов, а их на дереве может быть несколько, то часто ветви обламываются от такой тяжести.

Эпифиты — типичные представители тропиков. Но отдельные роды, например папоротник многоножку, можно увидеть и у нас на Кавказе на стволах деревьев. Эпифитными растениями являются мхи, лишайники, живущие на коре деревьев. Каким образом они приспособились к таким условиям жизни, создали большое разнообразие видов? Изучение их жизни, способа существования не менее интересно, чем изучение тропических эпифитов, тем более что они по-своему красивы и нужны народному хозяйству. Вот сколько загадок таит растительный мир. Разгадкой их, возможно, придется заняться и вам, ребята!

Эублефар — редкая ящерица. Потому и занимает она место на очередной страничке нашего «Альбома невиданных зверей».

Написал о ящерице Василий Иванович Шаталов.

Пятнистая пленница

Вдоль южных склонов Копет-Дага раскинулась долина Гермаб. Это живописный оазис в горах. Горные склоны в глубоких каньонах, где в вечном таинственном сумраке растет кустарник, струится темная вода.

Несколько лет назад в Гермабе побывала ашхабадская зоологическая экспедиция. Как-то ночью, взяв с собой керосинокалильную лампу, молодой Зоолог Вадим Потопольский вышел из лагеря, чтобы побродить по склону горы, заросшему диким миндалем, вишней, урюком. Сильный свет лампы озарил щебнистую осыпь, на которой зоолог увидел сразу двух небольших ящериц из семейства эублефаровых.

Встреча с эублефаром пятнистым —-настоящая удача. Это ящерица средних размеров. Внешне она напоминает сцинкового геккона. Но есть у нее и своя особая примета — утолщенный в средней части хвост, на конце которого имеется небольшой крючок. Видимо, он нужен ящерице во время лазанья по кустам в поисках добычи. На сероватом фоне головы, туловища и хвоста разбросаны темно-вишневые и коричневые пятна.

Эублефар пятнистый населяет Пакистан. Западную и Северо-Западную

Индию, Афганистан, Иран и южную Туркмению. Один экземпляр этого вида был добыт более семидесяти лет назад в долине Арваз, другой — в окрестностях Ашхабада. Судя по месту, где найдены эти редкие ящерицы, можно заключить, что они любят предгорья. Да было известно, что в Индии эублефар ночью охотится на разных насекомых, пауков, скорпионов.

Можно представить себе радость зоолога, поймавшего после столь долгого перерыва двух необычных рептилий. Но радость была омрачена: ночью муравьи пробрались в мешочек, где находился самец пятнистого эублефара, и загрызли его. Самка оказалась счастливее. С осторожностью ее доставили в Ашхабад и поместили в террариум.

Вначале она вела себя агрессивно. Если представлялся случай, норовила укусить, шипела. Но постепенно гнев ее прошел.

Принесли для нее кузнечиков. Днем она даже не взглянула на них. А ночью всех переловила и съела. С удовольствием пила, облизывая влажную вату.

Ящерица оказалась настоящей гурманкой. Жуков и тараканов не ела, подавай ей кузнечиков, да не каких-нибудь там песчаных, крупных, а небольших, какие водятся только в траве.

В июле ящерица отложила два довольно крупных светло-серых яйца. В том же месяце ее цвет как-то странно изменился: пятна на теле почти исчезли, посветлели. А сама рептилия сделалась невеселой, малоподвижной. Всеволод Дмитриевич Потопольский, отец Вадима, у которого была на попечении пятнистая пленница, встревожился: «В чем дело? Уж не заболела ли?»

Оказалось, что эублефару просто пришла пора линять.

Как-то ящерице дали большого зеленого богомола. Едва она приблизилась, богомол так ударил эублефариху передними ногами, что ящерица отлетела к противоположной стенке. Тогда она решила изменить тактику: набросилась на богомола сзади и тут же расправилась с ним.

С конца ноября до марта следующего года ящерица находилась в спячке. Раза два просыпалась, много пила. На второй год спала с декабря по март. Просыпалась всего один раз. А в этом году спала только месяц — с января по февраль. Проснувшись, потребовала еды. А где ее зимой-то взять? Правда, вскоре потеплело. В Бикровин-ском лесопитомнике в сухой траве на солнечной стороне удалось поймать кузнечиков.