Юный Натуралист 1977-02, страница 36

Юный Натуралист 1977-02, страница 36

ТАИНСТВЕННЫЙ КУЛИК

Наша орнитологическая экспедиция невелика. Участников всего трое. Два москвича: мы с юннатом-восьмиклассником Митей и местный парень Борис — большой любитель природы. Борис у нас за проводника. Приехали мы сюда, в дикие безлюдные болота Приханкайской равнины, с одной-единственной целью — искать гнездовья редкого кулика — азиатского бекасовид-ного веретенника. Если повезет и найдем, будем наблюдать за его гнездовой жизнью и фотографировать.

— Вот невидаль! — может сказать иной. — Стоило ехать за тридевять земель из-за какого-то кулика, терять время. На любом болоте, хотя бы и под Москвой, куликов пруд пруди!

Однако азиатский бекасовидный веретенник не простой кулик. С полным правом он может быть назван одним из самых загадочных куликов не только нашей страны, но и всего Старого Света.

Бекасовидный веретенник типично ку-личьего облика. Размеры средние, примерно с голубя-сизаря. На высоких ногах. Окраска неприметная, с преобладанием буроватых тонов. Низ, особенно у самцов, более яркий, рыжевато-каштановый.

Хотя о существовании этого кулика орнитологам было известно давным-давно (он был описан как отдельный вид более 130 лет назад), образ жизни бекасовидно-го веретенника пока еще плохо изучен, много в его поведении неясного и непонятного. По обычаю куликов бекасовидный веретенник зимует далеко на юге, в тропиках. В зимнее время птицу не раз наблюдали в Юго-Восточной Азии, чаще всего на полуострове Малакка.

У нас гнезда этого кулика и пуховые птенцы были найдены на Алтае первый раз

в июне 1913 и 1914 годов, а второй — в 1923 году орнитологом-любителем А. П. Велижаниным. Ему-то и удалось выяснить кое-какие подробности о жизни кулика. Оказалось, что птицы эти в гнездовое время любят компанию: собираются вместе по нескольку пар, обычно по 10— 20. Да и гнезда свои устраивают поблизости от гнезд других болотных птиц. В Ку-лундинской и Барабинской степях, например, совместно с умеющими постоять за себя крикливыми и смелыми белокрылыми крачками, безобидными мелкими куличками-поручейниками, а то и мородунками. Поступают так бекасовидные веретенники, конечно, неспроста. Большой стаей куда легче отбиться от врага, будь то обычный пернатый разбойник болотный лунь или проныра лиса, для которых 'птичьи яйца и птенцы — первое лакомство.

Гнездились бекасовидные веретенники здесь по топким берегам солонцеватых луж, мелким озеркам, л о росшим густой травой, но обязательно с голыми пятнами жидкой грязи, а также по сырым лугам и травянистым топким болотам, где попадаются сухие гривки. Гнезда кулики строили только на мокрых участках, а то и прямо в воде на мелководье. Так, конечно, безопаснее.

Оказалось, что бекасовидные веретенники, как, впрочем, и другие кулички, не блещут строительным талантом. Их гнезда всего лишь кучка частью зеленой, а частью старой высохшей травы, а в ней ямка-лоточек сантиметров 10—15 в диаметре с пе-ринкой-выстилкой из тонких и мягких травинок. Если птицы строят гнездо на воде, то основание делается из стеблей травы.

Кладки яиц в гнездах бекасовидных веретенников появились поздно, в начале

1