Юный Натуралист 1977-02, страница 45ГЛИНА, МЕТАЛА, ДЕРЕВО...Несколько лет назад на Кузнецком мосту была выставка. Сквозь запотевшие стекла, сквозь промозглую хмарь виден был с улицы победный блеск кованой меди. На афише значилось: «Скульптор Иван Семенович Ефимов (1878—1959)». Он любил разные материалы: фаянс — за влажный блеск и чистоту тона, дерево — за теплоту и упругую податливость под острой стамеской, майолику — за сказочные огоньки в глубине эмалей. Но больше всего любил он, конечно, звонкую медь — металл античных статуй и колоколов. Светлый, радостный металл, к старости покрывающийся только легкими золотисто-зелеными тенями — благородной патиной. Только этот металл мог молча крикнуть в скульптуре «Утро», где рассвет видится в образе огромного медногорлого петуха. Я не ошибся, написав «огромного», хотя видевшие эту скульптуру знают, что она совсем невелика. Здесь сказывается еще одна особенность работ И. С. Ефимова, называемая монументальностью. Это качество можно перевести как значительность. И дело совсем не в размере. Сила образа, запечатленного в скульптуре, так велика, что скульптура эта кажется гораздо больше, чем она есть на самом деле. Работы «Утро» и другая — с прико-ванным соколом—на фотографии кажутся огромными. И еще есть в них |