Юный Натуралист 1977-02, страница 42

Юный Натуралист 1977-02, страница 42

39

встречаешься с ней. отлетит, пропустит тебя вежливо, а потом опять на свое место вернется. А послушали бы вы, как она поет! Пока заморские певцы еще не прилетели, среди зимней тишины вдруг раздается чистый напев, длинный и звонкий, без конца и без начала. Зимняя песня жаворонка! Да, именно жаворонка, потому что эта птичка с хохолком и есть хохлатый жаворонок, жаворонок-соседка. Родина его — Северная Африка. Но хохлатые жаворонки давно забыли свою жаркую родину, все былые привязанности, не хотят больше делать длинных перелетов и остаются зимовать у нас. Только ближе к людям перебираются на зиму.

Повстречаете маленького хохлатого певца, не обижайте его невниманием, не жалейте для него щепотки хлебных крошек, покормите. А уж он-то порадует вас за это" своей чудесной зимней песней!

А теперь, Почемучки, припомните, кто из вас когда-нибудь и где-нибудь видел цветные водоросли на... камнях? Не встречали? А вот Георгий Георгиевич Пермяков видел огромные каменные валуны красного цвета от водорослей, сплошь покрывающих эти валуны. Послушайте его.

Красный берег

Непривычная картина больших ярко-красных округлых камней, сказочным ожерельем лежащих вдоль берега громкоголосого ключа Амот-Макит — притока строптивой Герби, всегда изумляет путника. Позади долгий тяжелый подъем на лесистый Баджал — круто-стенный хребет в 230 километрах севернее Хабаровска.

На большой высоте Баджальских гор по ключу Амот-Макит в ледяном хрустале вод тянутся крупные камни, похожие на огромные сплющенные помидоры. Каждый валун густо оброс красными водорослями. Не верится, что это камни, не верится, что природа могла создать столь неправдоподобно ярко-крас-ный цвет берегов. Здесь все цвета красной палитры — индийская киноварь и густой пурпур, мерцающий гранат и торжественно-строгий кардинал. Амот-макитские камни, малиновыми пирогами Расставленные по ручью-бегунцу, столь фантастичны, что кажутся театральной Декорацией. Будто шутки ради их вымазали масляной краской или задрапиро

вали алым кумачом. И таких камней-помидоров по ключу многие десятки, если не сотни. А рядом малиновые зонты сыроежек, рожденные тенью вековых елей.

За Амот-Макитом — ключом с коралловыми валунами — поднимается крутая пирамида сиреневой горы в вертикальных языках слепящего снега. Даже летом величавый Баджал не сбрасывает снежной мантии. По берегам краснока-менного ручья шпалерами тянутся стройные пильчатые ели. Их темные громады подчеркивают веселую белизну хрупких берез.

И всюду меж красных валунов желто-зеленый пушистый сочный мох.

При беглом осмотре кажется, что амот-макитский гранит зарос хламидомонадой. Однако это совершенно иной организм. Профессор А. П. Нечаев, изучив соскоб с пурпурных камней, утверждает, что это зеленая водоросль трен-тополия. В ее клетках много жира и красного пигмента. Вот почему она окрашивает камни и кору на деревьях в рубиновый цвет.

Роскошный альпийский уголок, где рассыпаны красные камни, всегда обильно насыщен влагой. Здесь, гонимые ветрами Охотья, часты туманы, а зимой обильны снега. Трентополия всегда напоена водой. Отсюда ее радостный алый блеск, отсюда и толщина нароста — до половины сантиметра. На ощупь трентополия слизисто-мшистая, однако рук не пачкает. Но если растереть водоросль меж ладоней, остается вишневая, без запаха жижа.

Багровые камни Амот-Макита цветут алым бархатом лишь в теплое время. Цвет их не всегда одинаков — оттенки красного колера различны после тумана, дождя, росы или подъема воды. Водоросль любит солнце, тепло.

Незабываемы рубиновые камни под осень, когда умирают листья и желтым сафьяном вьются в скорой воде. Пожелтели от них берега. Почернела вода. И в золотом королевстве осени тренто-полиевые камни еще ярче и краше. А в первом раннем снегу они точно огненные опалы в серебряных ризах.

Случалось ли вам видеть зимой на снегу, чаще у самых деревьев, тонюсенькие ниточки следов, словно кто иголкой снег прошил? Наверняка, случалось. И вы, конечно, скажете, что это следы лесных мышей. Правильно. Только не одни мыши такие следы оставляют, так бегают еще и полевки. В лесах живут так называемые лесные